Цветная металлургия россии

Медная промышленность

Медь — один из самых долговечных и

экологически чистых металлов.

Благодаря своим уникальным свойствам (очень высокой электропроводности, пластичности) применяется во многих отраслях экономики.

Основные потребители меди: наукоемкие производства и строительство

Источник получения меди — сульфидные руды (медный колчедан). Содержание меди в руде обычно менее 5%. Всю остальную массу занимают другие породы.

Производство меди

Сейчас распространен пирометаллургический способ производства меди: оно включает плавку, получение черновой меди. Получение чистой рафинированной меди.

Основные базы медной промышленности нашей страны находятся на Урале.

Цветная металлургия

Исходя из назначения и химических и физических особенностей и свойств цветные металлы делятся на:

  • Тяжелые (медь, свинец, олово, цинк, никель);
  • Лёгкие (алюминий, титан, магний);
  • Драгоценные (золото, серебро, платина);
  • Редкие (цирконий, индий, вольфрам, молибден и др.)

Цветная металлургия – это комплекс предприятий, которая занимается добычей, обогащением и металлургическим переделом руд цветных, благородных и редких металлов.

В этой цепочке различают алюминиевую, медную, свинцово-цинковую, вольфрамо-молибденовую и титаново-магнивую промышленности. Кроме того, сюда же входят и предприятия по производству благородных и редких металлов.

Уральская металлургическая база

Именно она является основной и, пожалуй, самой мощной по европейским и мировым показателям. Отличается большой концентрацией производства.

Наиглавнейшее значение в её истории имеет город Магнитогорск. Там находится известнейший металлургический комбинат. Это – старейшее и самое горячее «сердце» чёрной металлургии.

На нём добывается:

  • 53% всего чугуна;
  • 57% всей стали;
  • 53% чёрных металлов от всех показателей, которые производились в бывшем СССР.

Такие производства размещают рядом с сырьём (Урал, Норильск) и энергетикой (Кузбасс, Восточная Сибирь). Сейчас Уральская металлургия находится в процессе модернизации и дальнейшего развития.

Развитие чёрной металлургии в мире

Черная металлургия подразумевает следующие этапы:

  • разработка рудных месторождений;
  • сырьевая подготовка;
  • выплавка таких материалов, как чугун, сталь, прокат и ферросплавы.


Этапы черной металлургии Черная металлургия использует в качестве базового исходного сырья руду с содержанием таких металлов как железо, хром и марганец. Помимо этого, многие предприятия работают со вторсырьем, таким как амортизационный лом и отходы металлургии.

Использование лома позволяет значительно удешевить производство, поскольку пропускается этап литья чугуна, и сразу идет процесс получения стали. В качестве топлива для чугунного производства используется коксующийся уголь.

Черная металлургия полного цикла в каждой стадии выпускает свой продукт. В зависимости от этого существует несколько видов предприятий, таких как:

  • заводы малых мощностей;
  • предприятия передельной металлургии;
  • полноцикличные комбинаты;
  • предприятия по получению ферросплавов;
  • электросталеплавильные заводы.

В соответствии с расположением каменноугольных или железорудных бассейнов черная металлургия зачастую была непостоянна в своей локализации. В нынешний период научно-технического прорыва ориентиры сместились в сторону топливно-сырьевых грузопотоков.

Благодаря этому размеры строящихся предприятий уменьшаются, а их географическое расположение не зависит от месторождений. Например, металлургические комбинаты западноевропейских стран и Японии теперь располагаются в районах с выходом в морской порт.

Характеристика факторов размещения производства

Под сырьевым фактором понимается размещение предприятий у источников сырья для получения определенной продукции: около месторождений полезных ископаемых, крупных водных объектов, в лесных зонах и т. п. Размещение таких производств вблизи источников сырья исключает перевозку больших объемов и снижает расходы предприятий. Поэтому производства организуются как можно ближе к источникам сырья. Готовая продукция предприятий будет более дешевой за счет снижения расходов на доставку сырья. Сырьевой фактор оказывает значительное влияние на размещение целого ряда промышленных производств: например, на производство калийных удобрений, цемента, лесопиление, обогащение руд цветных металлов.

Топливный фактор, как и сырьевой, оказывает такое же влияние на размещение производства. Он является определяющим в размещении отраслей, использующих для производства продукции большие объемы минерального топлива: угля, природного газа, мазута. К таким отраслям относятся теплоэнергетика, отдельные производства черной металлургии, химической промышленности. Так, наиболее мощные тепловые электростанции в США, России, Китае построены вблизи крупных угольных месторождений. У месторождений угля размещаются многие предприятия по производству чугуна и стали.

Энергетический фактор влияет на размещение производств, в которых на создание единицы продукции потребляется большое количество преимущественно электрической энергии. Такие производства называются энергоемкими. К ним относится производство многих легких цветных металлов (алюминия, титана и др.), химических волокон, бумаги. Предприятия по производству энергоемкой продукции размещаются в тех районах, где в больших объемах производится преимущественно дешевая электроэнергия, например около крупных гидроэлектростанций.

Трудовой фактор оказывает решающее влияние на размещение производств, основанных на использовании большого количества трудовых ресурсов, в том числе высококвалифицированных специалистов. Это трудоемкие производства. Например, в легкой промышленности к таким производствам относится швейное производство. В сельском хозяйстве наиболее трудоемкими являются рисоводство, овощеводство, плодоводство. Производство электронного оборудования, персональных компьютеров предполагает использование квалифицированных кадров. Ориентированные на трудовой фактор, эти производства размещаются преимущественно в густонаселенных районах с дешевой рабочей силой.

Потребительский, или рыночный, фактор влияет на размещение отраслей, производящих продукцию, пользующуюся широким, иногда повседневным, спросом у населения. Это продукты питания, одежда, обувь, бытовая техника и др. Такие производства ориентируются на потребителя и размещаются практически во всех крупных населенных пунктах.

Роль транспортного фактора важна для всех отраслей, продукция которых потребляется не на месте ее производства, а поставляется в другие районы. Все предприятия заинтересованы в снижении расходов на доставку готовой продукции в районы ее потребления. Поэтому многие производства размещаются возле крупных транспортных узлов, в морских портах, на линиях магистральных железных дорог, нефтепроводов. Мозырский нефтеперерабатывающий комбинат был построен рядом с нефтепроводом «Дружба».

При размещении производств большое значение приобретает экологический фактор, связанный с охраной окружающей среды. Этот фактор ограничивает создание производства, если оно может нанести вред окружающей среде. К производствам, которые характеризуются большими выбросами загрязняющих веществ или иным вредным воздействием на окружающую среду, предъявляются повышенные экологические требования. Их запрещается размещать в крупных городах и густонаселенных районах. На этих предприятиях должны использоваться современные малоотходные технологии и возводиться сооружения по очистке выбросов.

В современных условиях роль экологического фактора возрастает — он влияет на размещение всех производств

Наиболее важно учитывать экологический фактор при размещении предприятий химической промышленности, металлургии, энергетики, особенно при строительстве АЭС

Цветная металлургия

Производство такой продукции мало чем отличается от технологий черной металлургии. Цикл цветной металлургии также состоит из обогащения руд, плавки металлов, переделки и проката. Но в некоторых случаях может применяться также рафинирование металлов, то есть очищение первичных продукта от примесей.

Очищение руды цветных металлов более сложная задача, так как она содержит намного больше сторонних примесей, в том числе других полезных компонентов. Как и в черной металлургии, побочная продукция цветной широко применяется в перерабатывающей промышленности, особенно в химическом производстве.

Следует выделить две подотрасли: металлургию тяжелых и легких металлов. Принцип подобного деления основывается на различных свойствах обрабатываемых цветных металлов. При производстве тяжелых металлов требуется значительно меньше энергии.

Иногда выделяют третью группу, так называемых, редкоземельных металлов. Такое название связано с тем, что раньше такие элементы были малоизучены и редко находились в природных условиях. Хотя на самом деле их количество не уступает многим тяжелым или легким цветным металлам. Их используют обычно при производстве высокотехнологичных приборов.

Изделия этой отрасли широко применяются в машиностроении, космической сфере, химической промышленности и приборостроении.

Энергетическая отрасль

В Японии хорошо развита энергетика. Но эта отрасль довольно уязвима, так как она основывается на использовании нефти. Месторождений «черного золота» в стране практически нет, 80% ресурса импортировано. Хотя это не мешает Японии занимать третье место в мире по производству электроэнергии, уступая только США и КНР.

Большинство ТЭС находятся возле крупных городов и на берегах Тихого океана. С 1980-х в Японии появились АЭС, но из 42 действующих реакторов только четыре производят энергию. Правительство государства планирует ввести в эксплуатацию еще около десяти станций. Но это опасно из-за постоянной сейсмической активности литосферных плит.

Японцы научились добывать энергию из альтернативных источников. Для этого используются действующие вулканы и гейзеры. А также многие предприятия установили солнечные батареи, но на сегодняшний день их доля в выработке энергии не превышает 1%.

Химическая промышленность мира: значение, состав, особенности размещения, проблемы окружающей среды.

Химическая промышленность является одной из авангардных отраслей, обеспечивающих развитие хозяйства в эпоху НТР. От её развития зависит развитие всей экономики, поскольку она обеспечивает другие отрасли промышленности новыми материалами, сельское хозяйство — минеральными удобрениями и средствами защиты растений, а население — разнообразными бытовыми химическими средствами.

Химическая промышленность имеет сложный отраслевой состав. Она включает:

  • горно-химическую промышленность (добыча сырья: серы, апатитов, Фосфоритов, солей);
  • основную химию (производство солей, кислот, щелочей, минеральных удобрений);
  • химию органического синтеза (производство полимеров – пластмасс, синтетического каучука, химических волокон);
  • прочие отрасли (бытовая химия, парфюмерная, микробиологическая и т. д.).
  • Особенностями размещения химической промышленности определяются совокупностью различных факторов.

Для горно-химической — природно-ресурсный фактор определяющий, для основной и химии органического синтеза — потребительский, водный и энергетический.

Выделяется 4 крупных региона химической промышленности:

  • Зарубежная Европа (лидирует Германия);
  • Северная Америка (США);
  • Восточная и Юго-Восточная Азия (Япония, Китай, Новые индустриальные страны);
  • СНГ (Россия, Украина, Беларусь).

В производстве отдельных видов химической продукции лидируют следующие страны:

  • в производстве серной кислоты — США, Россия, Китай;
  • в производстве минеральных удобрений — США, Китай, Россия;
  • в производстве пластмасс — США, Япония, Германия;
  • в производстве химических волокон — США, Япония, Тайвань;
  • в производстве синтетического каучука — США, Япония, Франция.

Химическая промышленность оказывает существенное влияние на природу. С одной стороны, химическая промышленность обладает широкой сырьевой базой, позволяющей утилизировать отходы и активно использовать вторичное сырьё, что способствует более экономному расходованию природных ресурсов. Кроме того, она создает вещества, которые применяют для химической очистки воды, воздуха, защиты растений, восстановлению почв.

С другой стороны, она сама относится к числу наиболее «грязных» отраслей, воздействующих на все компоненты природной среды, что требует проведения регулярных природоохранных мероприятий.

Таблица “География цветной металлургии”

Медь Алюминий Свинец и цинк Олово
Районы по добыче руд цветных металлов Чили, США, Перу, Канада, Россия Ямайка, Гвинея, Австралия США, Австралия, Россия, Мексика, Перу Бразилия, Малайзия, Боливия, Таиланд
Центры по обогащению руды Черновая медь.

США, Чили, Заир, Япония, Замбия, Канада

Глинозем.

Канада, США, Австралия, Россия, Ямайка, Бразилия

Центры по производству металла Рафинированная медь.

Россия, США, Чили, Япония

Венесуэла, Россия, Канада, США, Китай, Индия Россия, США Малайзия, Индонезия, Боливия, Бразилия, Таиланд

Производство цветных металлов несет большую угрозу окружающей среде. При этом страдают все составляющие природы: атмосфера, поверхностные и подземные воды, почва. К примеру, сернистый газ, который ежегодно поступает в воздух в огромных размерах, выпадает на поверхность Земли в виде кислотных дождей, которые губительно влияют на все живое.

Транспорт и экономические связи

Важнейшая роль среди видов транспорта Урала принадлежит железным дорогам. Основу железнодорожной сети составляют пересекающиеся почти под прямым углом широтные и меридиональные магистрали. Наибольшее значение из широтных магистралей имеет участок Транссибирской магистрали Челябинск — Владивосток. Широтные магистрали пересекают Урал на широте Челябинска и Оренбурга, Орска.

Меридиональные дороги одновременно выполняют роль распределителей грузов, прибывающих на Урал в порядке межрайонного обмена. Лучше развита сеть меридиональных дорог на Восточном склоне Урала. Выделяется линия Полуночное — Орск; параллельно ей идет дорога Серов — Челябинск. На Западном склоне Урала проходит железная дорога Соликамск — Бакал. Построена также железная дорога в Тюменскую область Ивдель — Обь.

Получил развитие трубопроводный транспорт. Через территорию Урала проходят основные магистральные нефтепроводы и газопроводы из Западной Сибири в европейские регионы России и страны Восточной и Западной Европы.

Немалую роль играет и автомобильный транспорт, особенно для внутренних перевозок. Главной широтной дорогой остается старинный Сибирский тракт, связывающий Москву с Сибирью. Подверглись реконструкции Челябинский тракт, соединяющий Екатеринбург с Орском, а также Верхнетурский и Соликамский тракты.

Получил развитие авиационный транспорт. Через территорию Урала проходят многие внутренние и международные авиалинии. Главный узел авиалиний — Екатеринбург.

Уральский экономический район относится к районам наиболее высокого в стране грузопотребления и грузоотправления. Он вывозит топливо, особенно газ, цветные и черные металлы, стальные трубы, разнообразную продукцию машиностроения, нефтепродукты, минеральные удобрения, бумагу, пиломатериалы, строительные материалы. Вывозятся грузы в основном в европейскую часть России. Ввозит Уральский район уголь, железную руду, хлеб, продукцию легкой и пищевой промышленности.

Развитие черной металлургии

В рейтинге производства черных металлов с ежегодной выплавкой стали на уровне 50 млн. т, или 7% ее мирового производства, Россия уверенно занимает четвертую строчку. Первую строчку занимает Китай с показателем 107 млн. т, практически не отстает Япония — 105 млн. т и США — 100 млн. т. При этом Россия занимает первое место в экспорте стали, продавая примерно 25 млн. т, или свыше 10% мирового экспорта. Черная металлургия России характеризуется сложным составом, повышенной концентрацией и комбинированием производства. На сегодняшний день этот сектор экономики нуждается в марганцевых рудах, серьезные месторождения и добыча которых сосредоточены в СНГ на Украине и в Грузии. К сожалению, уровень конкурентоспособности российских компаний пребывает на довольно низком уровне, невзирая на быстрые темпы развития. Стратегия развития металлургического комплекса предполагает реализацию перечня задач, которые должны быть реализованы с целью:

  • формирования общей государственной стратегии
  • модернизации и усовершенствования оснащения
  • обучения трудовых кадров
  • внедрения самых последних технологий.

Осуществление таких задач выведет страну на передовой уровень развития экономики, а также станет причиной стабильного повышения социальных стандартов государства. Повышение спроса на черные металлы неразрывно связанно с остальными крупными секторами, к примеру, тяжелой промышленностью, машиностроением и строительным сектором, в котором задействовано огромное количество машин и механизмов, среди прочего оснащение для резки труб, которое применяется во время прокладки трубопроводов.

Воздушный и морской транспорт

Только с 1970-х годов здесь начало развиваться авиастроение. Япония заключила соглашения о поставке оборудования и испытаниях готового транспорта с другими странами. Но в государстве уже гораздо больше гражданских самолетов и вертолетов, чем военных. Заказчиками выступают частные предприниматели и бизнесмены, которым нужно быстро передвигаться или перевозить свою продукцию.

Правительство Японии все же продолжает финансировать военное авиастроение. Власти обеспокоены тем, что уже который год не могут обогнать США в этой сфере. Дело в том, что азиатская страна зависит от Соединенных Штатов, так как ей постоянно приходится согласовывать производство деталей и двигателей. Своих научных и технологических ресурсов у Японии пока не хватает, хотя правительство много инвестирует в создание собственных предприятий по изготовлению такой продукции.

Государство омывается водами Тихого океана и морей, поэтому в нем развито и судостроение. Им занимаются известные компании — Сасебо и Мицубиси. Их филиалы и заводы расположены на побережьях. Но в последнее время они стали производить меньше кораблей, так как спрос на такой вид транспорта падает начиная с 1980-х годов. Оставшиеся заводы выпускают судна по заказам ВМФ и частных предпринимателей, а их еще достаточно для того, чтобы обеспечить работой жителей прибрежных городов.

Общая характеристика и специфика отрасли

Если сравнить черную и цветную металлургию, то последняя является более энергозатратной. Для нее характерны сложные производственные процессы, так как в руде содержание необходимого элемента обычно низкое. Также зачастую в ней присутствует большое количество примесей. Например, в медной руде содержится максимум 5% меди. На Урале добываются Колчеданы. Это многокомпонентные руды, в состав которых входит около 30 химических элементов.

Цветные металлы подразделяют на несколько групп:

Категория Особенности Наименование металлов
Тяжелые Плотные и тяжелые Медь, никель, цинк, плюмбум
Легкие Небольшая удельная плотность и вес Алюминий, литий, титан
Малые Являются спутниками тяжелых металлов Кобальт, сурьма, ртуть, кадмий
Легирующие Применяются для производства стали и других сплавов Молибден, вольфрам, ванадий
Благородные Используются в микроэлектронике и для изготовления ювелирных украшений Золото, серебро, платина
Редкоземельные Могут иметь различные свойства Тантал, ниобий, иттрий и др.

В рудах цветных металлов содержится мало добываемого элемента, поэтому для получения тонны меди необходимо переработать около 100 тонн породы. Чаще всего производственные комплексы размещают вблизи сырьевой базы.

Подразделяется цветная металлургия на отрасли исходя из вида добываемого элемента. Наибольшие объемы добычи приходятся на такие металлы:

  1. Медь.
  2. Алюминий.
  3. Кобальт и никель.
  4. Олово.
  5. Свинец и цинк.
  6. Золото.

Производство никеля связано с местами добычи никелевых руд. Основные месторождения находятся в Норильском районе Сибири и на Кольском полуострове. Большинство отраслей металлургии характеризуется многоступенчатостью производственных этапов. Во время утилизации отходов получают другие материалы. Они потом используются в отраслях машиностроения, строительстве и химическом производстве.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рест металл
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: