Заготовка и хранение древесины

Валка деревьев бензопилой

Работа с бензопилой является сложным и трудоемким процессом. Она требует конкретных навыков и умений, причем не только теоретических, но и практических. Этим инструментом можно пользоваться только после детального ознакомления с руководством по его использованию.

Естественно, список оснащения и приспособлений, которые применяются в ходе реализации работ по валке леса, довольно широк. Но пользоваться такими устройствами могут только профессиональные арбористы, которые прошли соответствующее обучение и имеют опыт работы.

Чтобы выяснить, как правильно валить дерево при помощи бензопилы, нужно рассмотреть факторы, которые влияют на процедуру валки. Тут стоит выделить два аспекта проблемы: технические моменты и вопрос безопасности.

Технические моменты зависят от нескольких фактором. Различные сорта древесины обладают различной плотностью и структурой. Плотное дерево пилится медленнее.

Мощность бензопилы подбирается согласно толщине ствола. Лёгкие пилы, шина которых имеет длину до 35 см, используется для валки деревьев диаметром не выше 30 см. Средние пилы, шина которых имеет длину 35-65 см, можно использовать для спила стволов диаметром до 60 см. Для более крупных деревьев применяют тяжелые пилы, с шириной шины более 65 см.

Технология пиления также зависит от толщины ствола. Деревья, диаметр ствола которых составляет до 20 см, могут быть повалены при помощи одного распила, а деревья большего диаметра могут быть повалены двумя и более различными пропилами.

Спилить дерево при помощи бензопилы грамотно и безопасно можно лишь по окончанию реализации определенных подготовительных работ. Прежде всего, нужно расчистить участок для работы, а также траекторию возможного отступления от падающего ствола.

Свободное место с рабочей стороны должно равняться:

  • при сечении ствола до 20 см – более 80 см
  • при сечении ствола до 30 см – свыше 1,2 м
  • при сечении ствола до 50 см – свыше 2 м.

Рабочую зону определяют после расчета направления падения.

Также, прежде чем начать работу, нужно проверить готовность бензопилы, оценить состояние режущих элементов и натяжение цепи, проверить количество бензина и уровень масла.

Трелевка бревен

Трелевка — это перемещение срезанных стволов из области валки до погрузочного пункта. Лесозаготовочный транспорт и узкоколейные автомобили не могут взять деревья с лесосеки, их следует предварительно собрать с места валки. Транспортная операция отличается от других перемещений тем, что ведется в условиях бездорожья. Так как машины работают на большой территории в короткий период, то подъездные пути и проезды для них не делают. В зависимости от вида транспорта различают способы трелевки:

  • тракторами на гусеничном ходу;
  • тракторами на колесном ходу;
  • канатными устройствами;
  • перемещение с помощью вертолетов;
  • в редких случаях привлекают лошадей.

В нашей стране основной трелевочной техникой для леса на заготовках выступает трактор на гусеничном ходу. Его применение допускается в гористой местности с крутизной склонов не больше 25˚ при благоприятной погоде, зимой этот показатель уменьшается до 15˚, в других случаях используется канатная установка. Основным требованием к трелевочным агрегатам выступает хорошая проходимость, обеспечивающая работу на участках с валунами, уплотнениями валежника, пнями, болотами и другими препятствиями.

Механизированная технология

Механизированная валка производится ручными цепными бензомоторными пилами и валочными приспособлениями (гидроклин, домкрат и др.). С помощью цепных пил выполняются операции

  • валки деревьев,
  • раскряжёвки хлыстов,
  • обрезки сучьев.

Одно из важных требований, оно же и особое искусство при валке цепными пилами – умение направить падение дерева в заранее определённую сторону. Здесь одновременно учитывается ряд условий:

  • диаметр ствола и его наклон,
  • форма и скученность кроны,
  • направление ветра и его сила.

В механизированной технологии предусмотрены операции:

  1. Обязательная предварительная подготовка рабочего места. При которой дерево осматривается, оцениваются его влияющие на валку характеристики, окружающее пространство вокруг дерева очищается от кустов и молодой поросли, в зимний период расчищается снег – вальщику ничего не должно мешать находиться в удобной позе и свободно отойти от дерева в момент его падения.
  2. Со стороны направления падения делаются две параллельные резы или подпил в виде клина.
  3. Спиливание выполняется с противоположной стороны от подпила с использованием валочного приспособления, необходимого для предотвращения заклинивания пильной шины и придания стволу направления падения.
  4. При начале падения (сталкивание) вальщик должен высвободить приспособление для валки и отойти от ствола на безопасное расстояние.

ВИДЫ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ МАШИН

В зависимости от характера выполняемых операций лесозаготовительные механизмы и агрегаты разделяют на три основные вида:

  1. Форвардеры – самоходная техника для заготовки, сбора и транспортировки леса до складских площадок или дорог с возможностью его транспортировки. В состав форвардерных механизированных комплексов входят манипулятор для погрузки заготовленного леса и платформа для транспортировки древесины. Работающие в условиях бездорожья агрегаты этого вида отличаются высокой проходимостью и мощностью.
  2. Харвестеры – многофункциональные самоходные комплексы для валки леса и его первичной обработки непосредственно на лесосеке. Основными операциями, выполняемыми этими агрегатами, являются спил деревьев, их очистка от сучьев и разделение бревен на заготовки необходимого размера. Основной рабочий орган харвестерных машин – рабочая головка, оснащенная механизмами захвата, валки и обработки стволов деревьев.
  3. Лесовозы – имеющие П-образную конструкцию грузовой платформы транспортные механизмы, применяемые для транспортировки заготовленной древесины в места ее переработки.

Производство многофункциональных лесозаготовительных комплексов на протяжении многих лет является одним из успешных направлений деятельности мирового лидера тракторостроения – торгового бренда BELARUS.

Пилорамы

Станки для разделки древесины устанавливаются непосредственно на участках первичной обработки или лесопилках. В функции пилорам входит отделение коры, изготовление досок и бруса. В зависимости от механизма работы различают несколько модификаций:

  • дисковые;
  • цепные;
  • рамные.

Пилорамы ленточного вида считаются наиболее распространенными. Подходят для всех пород деревьев, в том числе кругляка. Принцип работы заключается в продольном распиливании ствола. Главным плюсом является минимальное количество отходов.

https://youtube.com/watch?v=QnT4PAKOfts

Лесозаготовительные станки рамного типа содержат несколько пил, закрепленных на одной станине. Основная функция – отделение обрезного и необрезного материала.

Цепные пилорамы выполняют диагональный и поперечный распил бревна. Такой способ незаменим при производстве бруса. Минусом является большое количество отходов в виде опилок.

Лесозаготовительная техника практически заменила ручной труд. Рабочим остается только направлять и контролировать процесс обработки древесины. Этот вид промышленности стремительно развивается, а значит будут появляться новые и более технологичные модели.

Заготавливание с помощью машин

Способ использует современные технологии с применением лесопильных комбайнов. На один харвестер нужно два форвардера. Первый производит спил, чистит и режет, создавая удобные для транспортировки хлысты длиной 4-6 м.

Харвестер

Харвестер за день заготавливает столько леса для строительства, сколько специалист с бензопилой осилит за 5-6 дней – примерно 10 тонн. Контроль за комбайном ведется джойстиками: первый управляет манипулятором, а вторым регулируется работа головки, которая производит обработку.

Дерево зажимается с двух сторон захватами и вальцами, и протаскивается через головку, попутно очищаясь от сучьев. Получается готовое бревно, срезаемое и распиливаемое пилой, встроенной в манипулятор. Длина хлыстов регулируется с помощью компьютерной технологии, контролирущей шаг распила.

После завершения каждого этапа монитор подает красный цветовой сигнал. Обобщить действия харвестера можно так:

  • прибытие на плановую делянку;
  • подвод обрабатывающей головки к стволу, валка;
  • срезание сучьев, раскряжевывание;
  • перерывы на обслуживание;
  • ликвидация подроста.

Работа над одним хлыстом занимает не больше минуты. Это зависит от толщины спила, и подготовки оператора.

Форвардер

Форвардер собирает готовые хлысты. Его манипулятор гораздо мощнее, так как предназначен для захватывания до 7 бревен одновременно. Машина не переворачивается из-за большой поднимаемой массы благодаря собственному весу, в зависимости от модели колеблющемуся от 13 до 20 тонн. Любая техника, предназначенная для заготовления древесины, утяжеляется как можно сильнее именно для этой цели. Великолепная проходимость полноприводной машины достигается благодаря четырем парам ведущих колес, на которые при необходимости крепят алюминиевый трак.

Работа лесозаготовительных комбайнов ведется круглые сутки. При необходимости делаются паузы, во время которых машины получают необходимое обслуживание. Правила эксплуатации форвардера или харвестера подразумевают длительность смены для оператора, не превышающую 12 часов. В течение этого времени обрабатывается до 500 деревьев, после чего они перевозятся на место дальнейшей обработки.

https://youtube.com/watch?v=PwG89-3Qqp4

Оба вида комбайнов можно разбить на несколько групп, каждая из которых предназначена для разработки лесополосы определенного типа. Небольшие машины массой 7-12 тонн могут захватить до 750 кг древесины, и их разумнее применять для прореживания делянки, так как на крупных стволах манипулятор и пилы быстро выходят из строя. Более крупные агрегаты весом в 13-17 тонн используют для второго прореживания и основного функционирования на делянке.

Для среднего объема леса используют именно универсальные машины. Тяжелые 20-тонные комбайны захватывают массу 1200 кг, но они довольно неповоротливы и не предназначены для эксплуатации в качестве прореживателей. Новые технологии позволяют выпускать однозахватные харвестеры, которые производят обработку ствола одним манипулятором с головкой, не нуждаясь в дополнительном устройстве, прикреплявшимся к раме. Длина стрелы составляет от 7 до 10 метров, что позволяет работать на участке в 14-20 метров шириной.

Валочная техника

К понятию валочная техника относятся приспособления, которые перекусывают или спиливают стволы деревьев, а также делают обрезку веток и сучьев. Могут быть навесными и самоходными. Конструкции навесных приспособлений содержат следующие элементы:

  • Основной блок. Он состоит из манипулятора в виде захвата и режущего устройства.
  • Поворотный узел. Он позволяет основному блоку совершать повороты вокруг своей оси.
  • Крепления для монтажа устройств на экскаватор или трактор.

Для спиливания деревьев большой толщины используют механизмы с цепной пилой. Все элементы работают за счет подключения к гидравлической системе механизма, на который они установлены.

К механизированным машинам для валки леса относят:

  • харвестер;
  • мульчеры;
  • бульдозеры;
  • валочно-пакетирующая техника.

Харвестер – самоходная машина, способная выполнять различные операции на всех этапах первичной заготовки древесины. Она предназначена для валки леса, обрезки сучьев и распила ствола на бревна. С помощью специальной головки машина харвестерного типа обрезает макушки, формирует штабели из хлыстов и бревен.

Мульчер представляет собой мини-трактор. Предназначен для очистки участка от кустов и молодой поросли. С его помощью можно прокладывать лесосеки, а также создавать противопожарные полосы.

Бульдозер – универсальная механизированная техника. На лесозаготовках его применяют для корчевания пней, расчистки и подготовки участков для валки, а также прокладки дорог в лесном массиве.

Валочно–пакетирующие машины заменили работу бензопилами. Они могут спиливать деревья большого диаметра и укладывать в штабели для дальнейшей транспортировки. Такой тип техники незаменим в местах где требуется бескорневая валка леса. Оснащены гусеничным ходом с балансирной подвеской. Благодаря этому лесозаготовительная техника может двигаться по любой местности. Для увеличения эффективности валочно-пакетирующее оборудование  оснащают дополнительным оборудованием.

https://youtube.com/watch?v=eLp9YWeFUEk

Лесосечные работы имеют свои отличительные характеристики:

  • Проводятся в различных климатических и географических условиях (сухость, влажность, тепло, холод, равнины и взгорья).
  • Охватывают все существующие разрешённые для обработки виды древесины, включая их размещение, количество запасов, получаемое сырье, его размеры, качество.
  • Имеют разнообразие производственных условий.
  • Лесозаготовительные участки удалены друг от друга и иногда разобщены.

Благодаря перечисленным характеристикам лесосечные работы являются наиболее трудоёмкими во всем комплексе производственных процессов лесозаготовительного предприятия.

В лесосечных работах содержится комплекс процессов, характеризуемых по значимости и производственному содержанию:

  • основные,
  • подготовительные,
  • вспомогательные.

Их можно сгруппировать следующим образом:

Машинист трелевочной машины

Согласно мониторингу самых популярных сайтов работы за последний месяц в России были открыты 829 вакансий по 2 должностям профессии «Машинист трелевочной машины» с четкой заработной платой.

При этом уровень заработной платы составлял:

  • средний – 59 000 
  • минимальный – 26 600 
  • максимальный – 102 700. 

В обязанности машиниста входит:

  • управление трелевочными механизмами разных систем, которые оборудованы навесными или прицепными устройствами
  • выполнение отдельных или комплексных операций по валке леса, пакетированию, подбору и трелевке пакетов деревьев, пней, осмола, лесохимической продукции на лесосеках
  • обрезка сучьев на территории лесосек и верхних лесоскладов
  • корчевка и подбор пней на территории лесосек, верхних и промежуточных лесоскладов
  • выравнивание и подготовка площадок
  • обнаружение и ликвидация возникающих неисправностей
  • техническое обслуживание, ремонт трелевочных механизмов и используемого оборудования
  • заправка техники горюче-смазочными материалами.

Также существует определенный перечень знаний, которыми должен владеть машинист:

  • устройством и конструкцией трелевочных механизмов (тракторов, тягачей) разных систем
  • принципом функционирования моторов трелевочных устройств и правилами их регулирования
  • основами электротехники
  • устройством пневмо-, гидро- и электрооснащения трелевочного оборудования
  • знать методы реализации лесосечных работ 
  • знать правила дорожного движения
  • разбираться в основных типах топлива и сортах горюче-смазочных материалов.

Хлыстовая технология

Технология заготовки хлыстов предусматривает высокий процент автоматизации всего цикла, от спила дерева до попадания на конечный склад, включая транспортировку. Заготовка хлыстов характеризуется следующими чертами:

  • дерево спиливается и снимается с корня,
  • освобождается от сучьев и от вершины,
  • в таком виде, как бревно, транспортируется.

При этом на лесосеке производится минимальное количество обрабатывающих операций, что позволяет уменьшить непродуктивную потерю древесины, возникающую при обработке в «полевых условиях», которая наиболее эффективна и экономична в условиях лесоперерабатывающего предприятия на стационарном оборудовании.

Хлыстовая технология была разработана ещё в Советском Союзе, характеризовалась как наиболее эффективный способ сохранения древесного сырья при производстве, и длительное время была распространена на территории России.

В настоящее время хлыстовая технология в нашей стране малоупотребима – всего четверть (статистика за 2014 год) от общего количества выработки древесины, причиной стало законодательное ограничение, распространяющееся на правила перевозки хлыстов по автомобильным дорогам. Благодаря этому самой распространённой стала сортиментная технология. А удобство и экономичность хлыстовой технологии не скрылась от зарубежных производителей и в настоящее время наиболее широко применяется в странах североамериканского континента.

Перевозка сырья

Транспортировка и вывозка леса объединяет между собой заготовительную функцию в технологическом процессе и складирование с последующей обработкой на сырьевых биржах. Специфические черты груза (бревна, хлысты, круглые сортаменты лесоматериала) определяют необходимость применения подвижного состава специального назначения, что не всегда приводит к использованию полной грузоподъемности.

Перевозка леса обеспечивается по сухопутным дорогам или морскими путями, последний способ распространен в районах, удаленных от железных дорог. При водной транспортировке учитывается способность древесины держаться на воде. Сухопутный транспорт играет роль для недалеких перевозок в районах и областях, выполняет другие задачи.

В зависимости от вида подвижного состава, работающего на лесовозных дорогах, его подразделяют на автомобильный, рельсовый, конный транспорт. Для перевозки используют автомобили МАЗ, КРАЗ, ЗИЛ со сложными составными прицепами. Для вывозки распиленных кусков из нижнего склада часто делают рельсовые пути и в качестве прицепа применяют платформы к дизелю грузоподъемностью до 20 т, а полногабаритные стволы везут в вагонах от 23−25 т.

Валка деревьев

Валка леса производится на лесосеках, разбиваемых для улучшения контроля на делянки (площадь от 5 до 8 га), а сучкорезные работы ведутся на пасеках (полосах шириной 27−47 м вдоль трелевочного волока). Такие полосы возникают при однократном прохождении валочно-трелевочных, пакетирующих или валочных машин.

Каждый рабочий-вальщик работает с пилой на бензиновом моторе, в комплекте к которой используют крючья для подтасовывания и измеряющую рулетку. Применяют пилы одиночного управления с цепным пильным агрегатом консольного действия, чаще используют пилу «Дружба» мощностью 2,8−3,7 кВт с массой в рабочем состоянии 13,65 кг. Работы ведутся бензомоторной пилой «Урал» с аналогичным весом и мощностью агрегата 4 кВт, для нее характерна повышенная скорость и встроенное устройство автоматической смазки.

Зарубежный инструмент этого типа представлен на рынке сверхлегкими и легкими пилами 5−10 кг, среднетяжелыми и тяжелыми экземплярами 14 и выше килограмм. Используют для валки деревьев валочно-трелевочные агрегаты.

Деление бревен на стандартные части в соответствии с ГОСТом (раскряжевка) делается на выбранном месте по технологической карте работ. Чтобы уменьшить трудоемкость процесса используют автоматические высокопроизводительные раскряжевочные установки стационарного типа, которые обустраивают на нижнем или верхнем складе. Для раскряжевки применяют переносные моторные инструменты, но их применение для этой операции отличается низкой производительностью, поэтому в работу вводят многооперационные агрегаты на колесном или гусеничном ходу.

Техника с набором операций

Харвестер является лесозаготовительной мобильной техникой для срезки и валки стволов, очистки от веток и порезки бревен на отрезки в условиях лесосеки. Наименование машины используется для определения валочно-сучкорезочно-раскряжевочных агрегатов. Большинство машин работают по принципу протаскивания беспрерывного действия, их механизм работает в виде приводных вальцов, гусениц или их комбинации. Харвестеры выпускают для работы в непрерывной или циклической последовательности, способ компоновки рабочих узлов делит их на двухстадийные и одностадийные устройства:

  • Одностадийные харвестеры в конструкции имеют головку, расположенную на манипуляторе, для наведения на ствол дерева. Затем дерево срезается, валится, ствол тянется через сучкорезные ножи для очистки от веток и сучьев, делается разметка, порезка на технологические части.
  • Двухстадийные агрегаты отличаются сразу двумя рабочими устройствами. Одно для захвата и срезки дерева расположено на манипуляторе, другое полает ствол в сучкорезное и раскряжевочное отделение, располагается на раме машины.

Фарвардер представляет собой машину-манипулятор для сборки, погрузки и перевозки бревен, распиленных на части, это наименование часто аналогично использованию термина «сортаментовоз». Транспорт для сборки стволов и их перевозки выпускают в двух модификациях:

  • ЛТ — 189 М;
  • ЛТ — 189.

Их производство полностью укомплектовано узлами и деталями российского и белорусского выпуска. Машина соответствует экологическим и технологическим требованиям, рассчитана для транспортировки участков бревен от 2,5 до 6 м, за один рейс перевозит 11 куб. м, при этом на кубометр расходуется 1−1,2 л топлива. На расстояние до половины километра перевозит 46−60 куб. м за смену, используется не только для трелевки распиленных бревен с участка лесосеки, но и вывозит части стволов с верхнего склада.

Особенности и применение лесозаготовительной техники

Заготовка древесины происходит, как правило, непосредственно на участке вырубки леса. Комплекс работ по валке деревьев осуществляется в несколько этапов:

  • валка стволов;
  • обрезка кроны и сучьев, удаление коры;
  • трелевка;
  • распил, раскряжевка;
  • сортировка, укладка в штабели;
  • транспортировка к месту назначения.

Для каждого этапа работ существует определенный вид оборудования для лесозаготовки. Основные требования, которые применяются к подобной технике – это надежность, хорошая производительность и экономичность. Главной особенностью лесозаготовительного оборудования является их многофункциональность. В роли спецтехники для заготовки дерева могут выступать:

  • навесные устройства, устанавливаемые на экскаватор;
  • укомплектованные самоходные устройства.

Лесозаготовительная техника может быть на гусеничном или колесном ходу. Гусеничные машины отличаются устойчивостью и повышенной проходимостью. Колесные модели более быстрые и маневренные. По количеству операций и области применения можно выделить следующие типы техники:

  • валочная;
  • трелевочная;
  • лесовозы;
  • пилорамы.

Модели лесозаготовительной техники имеют определенные технические и конструктивные характеристики, в зависимости от их назначения.

Валка леса

Технология валки небольших деревьев подразумевает использование обычного топора, а вот большие деревья нуждаются в более серьезной технике. Перед тем, как начать валку деревьев, нужно выяснить направление их роста. Деревья нужно валить только в том направлении, в котором они растут. Однако если с необходимой стороны дерева растут другие деревья, этим правилом можно пренебречь, как и в ряде других случаев, например, если почва непрочная – слишком увлажненная, неустойчивая или когда дерево растет на склоне.

После определения направления мастер со ствола срезает все ветки, чтобы сделать его менее широким. В обязательном порядке удаляются ветки и листва, которыми дерево может запутаться в ветках соседних деревьев. Обрезка веток вместе с наклоном ствола помогают минимизировать помехи, которые будут препятствовать или вносить затруднения в реализацию валки леса.


Согласно технологии валки леса с помощью треугольного подпила необходимо стать со стороны дерева, в которую оно будет падать вследствие реализации работ. Технология валки леса заключается в горизонтальном подпиле дерева с этой стороны при помощи бензопилы на треть толщины ствола. После этого нужно совершить еще один подпил чуть выше первого под углом примерно 45° сверху вниз. Следовательно, нужно выполнить треугольный подпил. После этого нужно стать с противоположной стороны дерева. Здесь нужно совершить второй горизонтальный подпил на 10 см выше первого. Его нужно сделать почти до точки соединения первых двух пропилов. Стоит оставить целыми примерно 10% древесины от всей толщины ствола. Эта нетронутая часть называется шарнир. Именно он держит ствол в вертикальной плоскости, пока тот не начнет валиться.

Во время осуществления второго горизонтального подпила в любую секунду дерево может начать валиться. Нужно быть внимательным, чтобы как можно быстрее отойти от дерева на безопасное расстояние.

Трудности отрасли

Индустрия испытывает определенные сложности. С чем они связаны:

  • Несовпадение территориального размещения отраслей – регионы, в которых добывается древесина, не всегда находятся вблизи областей, где она будет перерабатываться. Это дополнительные транспортные затраты, которые приводят к удорожанию себестоимости продукции и снижению ее конкурентоспособности.
  • Нерациональное использование отходов и древесины «ненадлежащего» качества.
  • Сезонность работ – участки, на которых происходит заготовка леса, обычно находятся «далеко от цивилизации», поэтому дожди, паводки и снегопады делают имеющиеся «дороги» непроходимыми для техники.
  • Слабое техническое оснащение – большинство оборудования, на котором вынуждены работать специалисты отрасли, уже давно изношено. Завозить современные машины, не имеющие аналогов в России, экономически невыгодно из-за высоких пошлин. Все это не способствует обновлению технической базы индустрии.
  • Преобладание мелких лесозаготовительных фирм, которые не имеют финансовых возможностей для постройки лесовозных дорог, эффективной переработки отходов и низкосортной древесины.
  • Отсутствие в стране комплексной системы восстановления лесных насаждений.
  • Нехватка инвестиций в индустрию.
  • Состояние российских лесов.

Большая часть аналитиков считает, что состояние леса не внушает опасений (с точки зрения ресурсов), так как по отчетам, полученным от лесной службы, оказывается, что вырубка в несколько раз меньше, чем расчетная лесосека (разрешенный объем вырубки).

Это заблуждение, потому что данные подаются общие, а в реальности насаждения, расположенные вблизи развитой инфраструктуры, уже истощены. Отсутствие мероприятий по лесовосстановлению привело к тому, что на месте хвойных массивов сейчас смешанные леса или произрастают вторичные лиственные деревья. Однако они не годятся для промышленности.

Нижний склад

Рабочие процессы на нижнем складе отличаются большим числом операций по подъему и перемещению груза. Установки подъемно-транспортного назначения выбирают с учетом соответствия виду леса, технологическому перебазированию в условиях площадки и отгрузки для дальнейшей перевозки. В зависимости от траектории перебазирования механику делят на виды:

  • грузоподъемные;
  • транспортирующие.

К таким установкам относят мостовые, кабельные, козловые и стреловые краны, погрузчики на колесах или гусеницах, канатно-блочные лебедки, бревносвалы, другое оборудование, основным требованием к которому является способность перемещать пачки в горизонтальном направлении и с поворотом подъемного приспособления.

На площадке нижнего склада также используют сучкорезные установки, так как условия позволяют сделать это с наибольшей производительностью по сравнению с делянками. Применяют передвижные, переносные, стационарные сучкорезы. Переносные модели облегчают рабочий труд, но повышение производительности относительно небольшое, так как пильщик обрезает каждую ветку в отдельности. Стационарные и передвижные машины для групповой и поштучной обрезки сучьев дают значительное ускорение работы.

Поперечный распил бревен относится к первичной обработке. В условиях нижнего склада применяются переносные цепные пилы, с электрическим приводом или работающие на бензине. Сортировка сортаментов леса и компоновка их с целью складирования проводится лесотранспортерами. Это машины беспрерывного действия, оснащенные тяговым устройством замкнутого типа в форме цепи или стального каната с траверсами. Траверс представляет собой опорно-захватное приспособление.

Штабелевка продукции осуществляется в условиях склада с целью создания некоторых запасов для обеспечения равномерности отгрузки. Для складирования лесоматериалов по высоте обычно используют те же механизмы и машины, что и в случае погрузки на подвижной состав. Это могут быть автомобильные погрузчики или козловые и консольные краны. Если требуется образование значительных запасов, то используются движущиеся мост-кабельные и кабельные краны.

Погрузка бревен на железнодорожные платформы проводится с использованием козловых, консольных, автомобильных, башенных, стреловых, железнодорожных. Отгрузка на речные и морские баржи и другие плавучие средства ведется башенными и стреловыми подъемными кранами, иногда используют судовые погрузочные манипуляторы и другое установленное на них оборудование.

Качество в разрезе заготовительных технологий

Лесозаготовительные работы неизбежно оказывают влияние и на качество заготовленных круглых лесоматериалов. Согласно анализу, наиболее высокое качество заготовленных сортиментов (процент брака — около 3%) обеспечивает сортиментная технология во всех исследованных районах Карелии, которые существенно отличаются породным составом древостоя. Технологии деревьями показали приемлемое качество сортиментов (процент брака — 4-5%). Качество заготовленных стволов по сортиментной технологии в летний сезон было низким (процент брака — 8-10% и 7-8% соответственно). При заготовке леса зачастую происходят нарушения технологий работы, что соответственно приводит к появлению дефектов получаемых лесоматериалов.

В рамках исследования были установлены наиболее часто встречающиеся дефекты технологий (по классификации О. И. Полубояринова):

  • дефекты обработки: сучья, сколы, отщепы, трещины: механические повреждения, причиненные сучкорезно-протаскивающим механизмом харвестерной головки при обрезке сучьев: вырывы и задиры.
  • дефекты обработки (поперечного перерезания): сколы, отщепы и трещины, а также механические повреждения (запилы) сортиментов пилой и грейферным захватом форвардера.
  • механические повреждения: вырывы, задиры, запилы и зарубы; загрязнения почвой в летний сезон заготовки.
  • дефекты обработки, такие как сколы, отщепы, трещины и сучья: механические повреждения: запилы, вырывы и задиры.

Таким образом, для повышения качества заготовляемых круглых лесоматериалов по всем технологиям лесозаготовок следует устранять обнаруженные нарушения и недостатки

А также обратить внимание на подготовку операторов лесных машин и снижение уровня дефектов по всем рассматриваемым технологиям

Структура технологического процесса лесозаготовок зависит от многих факторов, но значимыми являются также и эколого-лесоводственные требования, выполнение которых способствует формированию благоприятных условий для успешного естественного и искусственного возобновления леса. В связи с возросшими требованиями к экологической совместимости машин с лесной средой актуальным вопросом является учёт влияния техники на лесную экосистему. Результаты бесед со специалистами лесозаготовительных предприятий подтверждают точку зрения, что данный критерий приобретает всё большее значение. Поэтому оценку технологий лесозаготовок необходимо осуществлять посредством выявления воздействия технологических процессов на лесную среду, а именно: сохранность подроста, изменение структуры почвы (уплотнение, уменьшение пористости, минерализация), доля площади делянки, занятая волоками и промплощадками, а также повреждаемость остающегося на доращивание древостоя. В данном случае сортиментные технологии меньше травмируют верхний слой песчаных почвогрунтов, что в условиях, например, хвойных лесов Карелии благоприятствует естественному возобновлению леса.

В то же время технологии деревьями благоприятно сказываются на лесовосстановлении в древостоях с мощным дерновым покровом. При традиционной технологии, в отличие от сортиментной, значительно уплотняется верхний слой, но в то же время не происходит значительного образования колеи. Худшее сохранение подроста обеспечивает система машин по технологии деревьями. Таким образом, результаты исследований позволили учёным сделать вывод, что при сравнении и обосновании применения технологий для конкретных природно-производственных условий необходимо в качестве важнейших индикаторов использовать рассмотренные технико-экономические факторы (качество, производительность и затраты), которые должны реализовываться в условиях соблюдения эколого-лесоводственных требований и безубыточности производства. Взяв за основу вышеуказанный подход, научные сотрудники пришли к заключению, что наиболее перспективной в условиях Северо-Запада страны является сортиментная технология лесозаготовок.

Некоторые учёные отмечают, что переход на сортиментную машинизированную технологию позволяет повысить качество заготавливаемой древесины, сократить затраты на производство и, как следствие, улучшить финансовое положение предприятия и конкурентоспособность продукции. Однако эффективность того или иного метода лесозаготовки не имеет точного адресата, в разных уголках страны мнения учёных не сводятся к единому знаменателю.

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №1 2016

Ручная лесозаготовка

Такая работа считается одной из наиболее опасных. К ней не допускаются люди, не прошедшие обучение и не изучившие технику безопасности. В экипировку, помимо специальной обуви, одежды и шлема, входят устройства для замера, оборудование для переноса. Действия, совершаемые за цикл, идентичны при любом способе:

  • подготовка участка;
  • рубка;
  • срез верхней неиспользуемой части, сучьев;
  • окорка (снятие коры производится на предприятии; если дальнейшее использование древесины предполагается в качестве растопки, то этот этап исключается);
  • трелевка (перемещение бревен ближе к дороге);
  • раскряжевка (распиливание штамбов поперек);
  • сортирование, штабелирование, погрузка, транспортировка.

Ручная работа по заготовке начинается с определения направления, в котором упадет спиленный ствол. Валка планируется так, чтобы минимизировать перетаскивание сортиментов.

Дерево очищается от лишнего – поросли вокруг комля, сучьев, и немного подпиливается со стороны, в которую оно должно упасть (примерно на 1/15 от толщины ствола), а с другой пропиливается валочный, который фиксируют для управления падением. Правила проведения таких разработок гласят, что пропил не должен быть ниже подпила. Расстояние между ними должно оставаться достаточным для успешной валки.

Необходимо учитывать наклон: расстояние отклонения верхушки от комля будет равным расстоянию падения ствола в сторону от запланированного места. Сучья обрезаются каждый по отдельности или несколько сразу. Вальщик проводит раскряжевку по мере очищения штамба от сучьев. Остатки древесины на вырубленной делянке распределяются по волокам и разминаются тракторами, укладываются валами с промежутком в 20 м, или равномерно распределяются по площадке.

Правила вырубки леса разрешают проводить единичную валку деревьев в том случае, когда она производится по заверенному плану. Больные, старые, непригодные для строительства деревья отмечаются лесничим, после чего спиливаются вальщиками.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рест металл
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: