Основы процесса пайки металлов: тугоплавкий и легкоплавкий припой, флюс
Температура, при которой плавится золото, составляет 1064°С. Но это значение меняется в зависимости от содержания этого компонента. Чтобы можно было начать ремонт, материал нагревают. Отдельные участки соединяются при помощи специальных материалов, без которых невозможна пайка золота:
- флюс – состав из нескольких компонентов, используется для предупреждения образования оксидной пленки на обрабатываемом материале, а также способствует повышению текучести припоя по мере нагрева;
- припой – материал имеет форму проволоки, используется для создания условий, при которых сломанные металлические части будут соединены, его отличает более низкая температура плавления, чем у восстанавливаемого золотого изделия.
Различают разные виды припоя:
- легкоплавкий: меняет структуру при температуре менее 300°С;
- тугоплавкий: плавится, когда температура превосходит предел 300°С.
Причем второй вариант характеризуется улучшенными характеристиками. Свойства материала определяются его составом. Легкоплавкий припой чаще всего содержит олово, свинец, а тугоплавкий: медь, серебро, цинк, золото и др. Но припой выбирают не только с учетом характеристик, учитывают и цвет материала.
Смесь можно сделать самостоятельно.
Пайка ювелирных изделий
Обработка места пайки
После того как вы закончили и изделие остыло, его необходимо обработать, чтобы красиво выглядело. Нужно зачистить поверхность надфилем. Работа эта сложная и кропотливая, придется иметь дело с маленькими деталями золота, которое плохо поддается шлифованию.
Хорошо бы для этого подошел гравер или бормашинка. Ее же можно было бы использовать и для полирования поверхности. Если работать аккуратно и старательно, то можно будет запаять изделие так, чтобы оно не отличалось от нового.
При определенных навыках работы с газовой горелкой запаять золотое изделие не так сложно. Даже если таких навыков нет, то вполне успешно можно будет справиться, если точно следовать указаниям.
Причины поломки цепочек
Золото является мягким металлом, поэтому все украшения сделанные из него имеет свойство ломаться.
Существует ряд причин, по которым золотая цепочка может порваться:
- Лёгкий вес. Это самая частая причина поломки золотых украшений. В частности, это касается изделий, которые были изготовлены из трубочек. Отремонтировать такую цепочку стоит дороже, чем её цена при покупке.
- В попытке распутать цепочку. Очень часто цепочка рвётся после того, как владельцы пытаются её распутать. Со временем звенья цепочки расшатываются. Соответственно чем старше украшение, тем больше вероятность поломки. Для обнаружения подобной проблемы, следует через увеличенного стекло рассмотреть звенья. Если звенья являются перетёртыми, то необходимо их заменить как можно раньше.
- Тяжёлые кулоны на изделии. Вес подвески должен соответствовать толщине цепочки. В противном случае поломки не избежать.
- Пустотелое изделие. Подобные золотые украшения легко рвутся от механического воздействия. Они быстро изнашиваются. Поэтому не стоит вешать на них тяжёлые подвески.
- Изделие некачественное.
Оборудование
Нагревание соединяемых деталей и расплавление припоя осуществляется посредством газопламенного оборудования. Это могут быть установки, работающие на газе или бензине. Гораздо чаще для ювелирных работ используются газовые аппараты. Это обусловлено тем, что газовое оборудование более удобно в применении, не создаёт дискомфорта из-за резкого запаха (как в случае с бензином).
Сжатый газ, находящийся в баллоне, готов к употреблению, его подача осуществляется за счёт собственного давления. При применении бензина, готовят бензино-воздушную смесь, для чего необходим сжатый воздух. То есть, в этом случае требуется применение насосного или компрессорного оборудования.
Аппарат, применяемый при ювелирной пайке, должен быть укомплектован газовой горелкой, имеющей регулятор интенсивности пламени. Для выполнения ювелирных работ желательно иметь две горелки.
Одна из них, более мощная, применяется для расплавления металлов в тиглях. Другая должна иметь тонкий факел для разогрева и пайки миниатюрных компонентов.
Шлифовка и полировка
Если вещица со временем потускнела и утратила «шик-блеск-красоту», не беда. Для такого мягкого металла, как золото, это вполне нормально. Кроме того, все можно вернуть. Для этого просто нужно попросить мастера отполировать его. Но сначала, конечно, шлифовка, которая уберет царапины, микротрещинки и потертости. И только потом полируют до зеркального блеска. В итоге все неровности исчезают, а блеск восстанавливается. Есть у этой процедуры и минус: если на украшение было нанесено покрытие — оно будет стерто. Но его тоже можно восстановить.
Уход за золотом. Здесь очень простой совет: лучше снять изделие перед любыми водными или косметическими процедурами. Особенно неприятна для золота морская вода — не в части его разрушения, а в плане чистоты. Хотя бы раз в год отнесите украшение в ремонт и попросите почистить
Если это по каким-либо причинам невозможно, сделайте процедуру самостоятельно, но соблюдайте все меры предосторожности, особенно при чистке вещиц с камнями
Процесс пайки
Для начала подготовим поверхность, так как пайка золота — работа непростая. Изделие потом должно будет выдерживать некоторую механическую нагрузку, иначе оно рискует порваться в любой момент и принести разочарование или, хуже того, потеряться.
Пайка золотой цепочки
Поэтому поверхность готовить необходимо очень тщательно. Так что в первую очередь обрабатываем ее флюсом. Эта процедура должна производиться непосредственно перед пайкой, иначе флюс не окажет должного эффекта.
Необходимо заранее соединить детали, которые необходимо спаять и закрепить на месте с помощью небольших тисков. Чаще всего осуществляется пайка цепочки, которая имеет несложное плетение в виде отдельно взятых звеньев.
Тогда после их соединения необходимо будет вставить внутрь поврежденного звена металлический цилиндр соответствующего диаметра и обжать звено с помощью плоскогубцев. Еще одним вариантом соединения звеньев может прослужить шило или вязальная спица, просунутая через соседние звенья. После чего звено необходимо будет прихватить пассатижами.
Существует два основных метода соединения деталей: встык и внахлест. Все зависит от условий, в которых будет находиться стык. Так, если место соединения будет впоследствии испытывать большие нагрузки, необходимо паять обязательно внахлест, но такой метод является менее эстетичным
Существует одно важное правило при пайке деталей из золота: их ни в коем случае нельзя паять на весу
Далее идет нагрев деталей. Газовую горелку необходимо отрегулировать так, чтобы поток плазмы получился очень тонким. Место пайки разогревается, при этом точно говорить, до какой температуры его стоит разогревать, не имеет смысла, все равно в домашних условиях этого отрегулировать нельзя. Как паять золото в таком случае? Придется опираться на ощущения.
Под воздействием температуры цвет золота поменяется. Это говорит о том, что к нему можно приложить припой. Далее нужно будет продолжать нагревать место соединения уже вместе с припоем. Это приведет к тому, что припой растечется по детали. Продолжаем греть до того момента, пока припой и металл будут одного цвета, при этом нужно не перегреть, припой не должен капать с цепочки.
Кадмий выгорит и цвета сравняются. После этого считайте, что вам удалось запаять деталь. В процессе может оказаться так, что у вас не получается этого сделать с первого раза. Ничего страшного, нужно будет немного потренироваться, сделать несколько паек. Только на каждую попытку будет необходим новый припой, так как в отработанном уже выгорел кадмий, поэтому он не годится.
Что такое пайка ювелирных изделий из серебра?
Пайка серебром это неразъемные соединение различных элементов, изготовленных из серебра и его сплавов, при помощи легкоплавких материалов содержащих серебро и другие компоненты, где температура серебряных припоем – должна быть ниже, чем температура плавления основного материала.
Читать также: Модули зубчатых колес гост
В зависимости от вида металлов подлежащих соединению, условий пайки и многих других факторов, могут быть различные технологии пайки серебром. Например, технологический процесс пайки ювелирных украшений из серебра – при сборке или реставрации и технология пайки электронных печатных плат – своими руками, могут существенно отличаться.
Пайку серебром человек может освоить самостоятельно дома или просто доверить эту работу профессионалу. Прежде чем приступить к пайке серебром, необходимо подготовить нужные инструменты и материалы: электрический паяльник или газовую горелку, необходимый серебряный припой и флюс – колофоний.
Перед тем как приступить к пайке серебром, нужно очистить рабочую поверхность детали – от оксидной пленки. Только таким способом, можно достичь качественного соединения материала с серебром.
Затем потенциальное место пайки, нагреваем до такой температуры, чтобы она была выше температуры плавления припоя. Однако при прогреве существующих поверхностей, обладающих хорошей теплопроводностью, электрический паяльник может не справиться с качественным прогреванием, так как может оказаться недостаточно мощным. При недостаточной мощности электрического паяльника, прогрев лучше осуществлять при помощи газовой горелки.
При пайке серебром – серебряных деталей, необходимо защитить место пайки от негативного воздействия воздуха. Для создания защитного слоя над местом пайки, применяется флюс – колофоний. При расплавлении серебряного припоя, флюс равномерно распределяется по металлической поверхности.
Причины поломки цепочки
Как отремонтировать или укоротить цепочку? Прежде всего, рассмотрим причины, повлиявшие на поломку изделия. Их может быть несколько:
- Брак. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть версию некачественной работы, необходимо провести экспертизу. В случае подтверждения заводского брака, производитель обязан оплатить стоимость ремонта и экспертизы или вернуть покупателю потраченные деньги.
- Легкий вес изделия. Одна из распространенных причин того, что изделие рвется, является его легкий вес. Очень часто украшения изготавливают из трубочек. Весят такие изделия намного меньше, цена на них намного ниже. Заплатив за изделие меньшую стоимость, владельцы зачастую тратят на ремонт немалые деньги.
- Попытка распутать не совсем новое изделие. Очень часто цепочка рвется во время попытки ее распутать. Если изделие не совсем новое, то звенья могут расшататься от длительного использования. Чтобы определить, необходим ли ремонт и замена звеньев на новые, внимательно осмотрите изделие через увеличительное стекло. Перетертые звенья лучше заменить сразу и не ждать, пока цепочка порвется полностью.
- Тяжелые кулоны на изделии. Всегда необходимо учитывать соотношение веса подвески и толщину цепочки, на которую вы планируете повесить кулон.
- Изделие пустотелое. Такая цепочка очень часто рвется от малейшего механического воздействия. На нее нельзя вешать тяжелые кресты и кулоны, поскольку это приводит к быстрому изнашиванию изделия.
Как видите, причин поломки изделия нет так мало, поэтому всегда нужно помнить, что ювелирное украшение — вещь достаточно хрупкая, при неаккуратном обращении может порваться.
Порвалась цепочка — как починить?
Чтобы спаять золотую цепочку в домашних условиях, вам понадобятся следующие инструменты:
- Газовая горелка для пайки.
- Припой для пайки золота.
- Специальный флюс.
- Плоскогубцы.
- Лист тугоплавкого металла.
- Набор надфилей (лучше, если под рукой будет бормашина).
- Шило.
- Пинцет.
- Тиски.
Если специального припоя у вас нет и приобрести в мастерской нет возможности, то придется приобрести дополнительные материалы и инструменты:
- Тигель.
- Золото.
- Серебро.
- Латунь.
- Медь.
- Емкость для отливки припоя.
Чтобы процесс пайки вам был понятен, опишем его поэтапно.
Изготовление пайки
Ювелирные изделия требуют и ювелирной точности, поэтому:
- Для изготовления припоя в тигель поместите золото, серебро и медь в следующей пропорции: 585:115:186.
- Кроме того, на этот состав потребуется 135 частей латуни, либо 112 долей кадмия.
- Золото, серебро и медь подвергните плавке с помощью газовой горелки.
- В расплавленный состав введите латунь (кадмий).
- Дождитесь полного перемешивания ингредиентов.
- Вылейте состав в емкость.
- Слегка остывшему металлу на наковальне придайте форму пластины или тонкой проволоки.
- Дайте материалу остыть.
- Сверните припой в удобное для хранения положение.
Порядок выполнения пайки
Починка украшений из драгметаллов требует предварительной подготовки, поэтому действуйте следующим образом, чтобы аккуратно спаять золотую цепочку в домашних условиях:
- На разомкнутое звено наденьте целые детали цепочки.
- Внутрь поврежденного звена вставьте металлический цилиндр соответствующего диаметра.
- Обожмите звено с помощью плоскогубцев (пинцета). Таким образом вы соедините звенья с помощью поврежденной детали и приведете цепочку в нормальное состояние.
- Зачистите место пайки и обработайте флюсом. В процессе обработки образуется защитная пленка, которая будет противостоять появлению оксидов и позволит припою растечься по поверхности золота равномерно.
Итак, цепочка соединена, место пайки обработано, теперь заготовьте кусочек припоя подходящего размера и расположите его в непосредственной близости от себя. Приступаем к завершающему этапу.
Разогрев детали горелкой
- Отрегулируйте газовую горелку до получения очень тонкого потока плазмы.
- Разогрейте место пайки. Под воздействием температуры золото изменит цвет. Это будет свидетельствовать о том, что к месту повреждения можно приложить припой.
- Нагревайте место соединения и припой. Через короткий промежуток времени припой растечется по детали.
- Продолжайте следить за цветом металла и не дайте припою стать слишком перегретым. Он не должен капать с изделия и отличий по цвету с основным тоном украшения быть не должно.
- После того, как кадмий выгорит, а припой сравняется с золотом, считайте, что деталь цепочки спаяна.
- Работу с горелкой придется вести по “ощущению”, так как говорить об определенной температуре в домашних условиях бессмысленно, поскольку контролировать ее невозможно. Для работы с пайкой металлов нужен опыт.
- Если вы — начинающий мастер, то одного описания процесса будет недостаточно, так что рекомендуем потренироваться паять металл на мелких кусочках того же припоя. В процессе тренировки вы приобретете определенные навыки и научитесь определять состояние металла по его цвету в нагретом состоянии.
- “Отработанный” припой не используйте вторично, так как в нем не осталось кадмия. Если вам необходим новый припой, то повторите процесс плавки, чтобы вернуть в состав кадмий.
Особенности работы с украшениями
Существует несколько особенностей, отличающих пайку ювелирных изделий от пайки, применяемой в бытовых и технических целях:
- эстетичность паяного соединения, как основная цель выполняемой работы, наряду с необходимой прочностью;
- выполнение операций с очень мелкими деталями, требующими применения специфического инструмента и приспособлений;
- работа с дорогим материалом, содержащим драгоценные металлы – серебро, золото, платину.
По понятным причинам, качественно проводить ювелирную пайку могут только профессионалы. Но попробовать свои силы и обучиться тонкостям процесса не запрещено никому.
Правила самостоятельной переплавки
Чтобы процесс доставлял удовольствие, а результат радовал, начинающим ювелирам стоит соблюдать все правила и не пренебрегать мерами предосторожности. Обязательно использование жаропрочных перчаток, защитных очков, фартука из плотной ткани
Мнение эксперта
Всеволод Козловский
6 лет в ювелирном деле. Знает все о пробах и может определить подделку за 12 секунд
Процесс лучше вести в пустом гараже или на открытом пространстве, вдали от легковоспламеняющихся предметов. Стол для такой операции должен быть покрыт листом стали или керамической плиткой.
Как плавить чистое золото
Чистое золото – мягкий металл благородного желтого цвета. Хоть он и имеет самую высокую температуру плавления, плавится достаточно легко. Плюс оно не требует предварительной очистки. Достаточно положить кусочек металла в тигель, и можно начинать плавление.
Как плавить золотой лом
Если у вас есть несколько некондиционных украшений, лом или золотой песок, нетрудно будет переплавить их в более привлекательную форму.
Золотой песок нужно предварительно очистить кислотами, промыть и высушить. Затем его заворачивают в папиросную бумагу, смачивают раствором тетрабората натрия, помещают в тигель и начинают нагревание.
Золотой лом сортируют по пробам (или хотя бы по цвету), очищают и помещают в тигель, предварительно насыпав на дно тонкий слой флюса (буры и борной кислоты). По мере плавления флюс можно досыпать. На одну унцию драгметалла требуется обычно две-три щепотки тетрабората натрия.
Расплавленный металл переливают в форму и закаливают
Соблюдайте осторожность! Используйте только жаропрочные материалы. Элементарные средства защиты смогут предотвратить серьезные ожоги и сохранить от пожара.
Гальваническое золото
Конечно, золотые украшения имеют очень высокую цену. Для того чтобы выпустить в продажу более дешевые аналоги, изобрели золочение недрагоценных металлов.
Бижутерией называют недорогие украшения. Обычно их делают из бронзы, меди, латуни и сплава в различных пропорциях цинка, олова, железа.
Металлы и их сплавы в конечном изделии будут отличаться прочностью и цветом. В последнее время для удешевления технологического процесса бижутерию стали делать даже из пластика.
Видео:
В итоге получается симпатичная вещица, которая легко потеряет цвет покрытия под воздействием воздуха и влажности, окислится, а то и вовсе разломается.
Для того, чтобы бижутерия использовалась длительное время без потери декоративных свойств, на нее наносят напыление, чаще всего из драгоценных металлов – золота и серебра.
Сформировать драгоценную поверхность на недрагоценном металле можно механически и гальванически.
ВАЖНО ЗНАТЬ: Техника сварки алюминия в домашних условиях инвертором
При механическом способе золото наносится тончайшими пластинками с помощью клея или других фиксаторов.
Результат этой титанической работы – сусальное золото, которое обычно используется для куполов церквей.
Деталь помещают в раствор электролита между двумя золотыми пластинами, соединяют пластины с положительным источником тока, а электропроводящую проволочку, на которой подвешено украшение, с отрицательным.
Ток срывает с пластин мельчайшие частички золота и осаживает их на отрицательно заряженной частице.
Гальванически можно нанести слой разной толщины, все зависит от времени обработки. Минимальное время для требуемой толщины осажденного слоя — 30-40 минут.
Итог – наше милое украшение стало золотым и, конечно, более износостойким.
Отношение к гальванически выполненному золоту двоякое – кто-то считает такую бижутерию дешевкой, а для кого-то это вполне оправданный способ производить украшения.
Нанести золото гальванически можно в домашних условиях. Подобный опыт, правда, не с применением золота ввиду его высокой стоимости, а с никелем или медью, демонстрируют на уроках химии в средней школе.
Видео:
Как мы рассмотрели, технологически спаивание золотых поверхностей не представляет труда.
Освоить пайку золота достаточно сложно только потому, что стоимость припоев и расходного материала очень велика, к тому же, вряд ли вы станете специально портить украшение, чтобы отработать пайку на нем.
Тем, кто хочет научиться спаивать золотые поверхности, можно порекомендовать в совершенстве овладеть пайкой мелких медных деталей (радиодеталей или проводков) и, получив твердые навыки самого паечного процесса, браться за ремонт золотых украшений.
Практические советы — видео
Если у вас порвалась цепочка — серебряная или золотая, то не отчаивайтесь, а следуйте нашей инструкции:
- Поместите все кусочки украшения в чистый, плотно закрывающийся пакет.
- Узнайте, где производят починку ювелирных украшений.
- Отдайте изделие в мастерскую, предварительно обговорив стоимость работ. Чем сложнее починка, тем дороже обойдутся услуги мастера.
- Если вы решили самостоятельно произвести ремонт украшения, то в мастерской вы можете ознакомиться с процессом пайки и приобрести определенное количество припоя. Последний момент является основным, так как изготовить качественный припой для золота крайне сложно в домашних условиях. Да и остаток сплава вам не нужен.
- В случае неисправности застежки приобретите ее отдельно. Можно использовать застежку из другого материала, главное — чтобы цвет подходил. Поставить застежку можно самостоятельно.
Как паять серебро оловом?
Пайку оловом серебряных украшений осуществляют редко, поскольку их ремонт в дальнейшем может привести к печальным последствиям. Например, когда ювелир не в курсе, что изделие ранее скреплялось этим металлом, может использовать для его пайки обычный высокотемпературный припой. Эти действия приведут к тому, что оно попросту сгорит.
Не стоит применять слишком много припоя, чтобы избежать появления комочков. Если они все же образовались, то их надо убирать пилочкой. При пролитии кислотного раствора на одежду или кожные покровы сразу же промойте эти места большим количеством холодной воды.
Украшения из золота стали не только признаком состоятельности владельца, но и просто повседневным атрибутом, носить который необходимо каждому мало-мальски обеспеченному человеку. Ввиду относительно высокого спроса на золотые украшения, рынок золота тоже не отстает. Предлагаются изделия на любой вкус и карман. При кажущейся доступности, украшения из золота все же не являются ширпотребом. Каждый владелец дорожит своими драгоценностями, и с годами испытывает некую привязанность к ним. И при поломке вещи расставаться с ней не хочет, следовательно, нужен ремонт.
Наиболее часто встречающаяся поломка это разрыв соединения (см. фото)
Как запаять цепочку в домашних условиях
Ремонт серебряной цепочки своими руками — работа филигранная и ответственная. Необходимо иметь оборудование, набор реагентов и главное, навыки работы с ними. В противном случае можно испортить изделие, а вместо восстановления обезобразить его. Если требуемое оборудование и реактивы отсутствуют и такого вида работы — в новинку, лучше отказаться от намерения запаять серебряную цепочку в домашних условиях, а предоставить выполнение этой работы специалисту из ювелирной мастерской. То же касается и ремонта золотой цепочки.
Основные понятия и определения
Перед тем как приступить к ремонтным работам по серебру или золоту, важно иметь комплект необходимых материалов:
- Припой — специальный сплав металлов, имеющий температуру плавления ниже, чем чистый металл.
- Флюс — смесь или единичное вещество органического или неорганического характера, способствующее равномерному распределению припоя по поверхности и предотвращающее окисление металла при нагревании.
- Кислотный раствор (не путать с кислотным флюсом) осветляет металл после пайки.
Чем паять серебряную цепочку
В зависимости от пробы серебряного украшения, выбирается марка припоя, который выпускается в виде прутков, кусочков и т. д
Не менее важной характеристикой вспомогательного сплава является его текучесть и твердость
Серебряный припой состоит из серебра, цинка и меди, может включать олово. Чем выше содержание серебра в сплаве, тем прочнее будет пайка. Температура плавления припоя варьируется от 640 до 780 ° C, в то время как температура плавления чистого серебра — 961 ° C.
Пайка серебряной цепочки в домашних условиях включает несколько стадий.
Используя любой огнеупорный материал (кирпич, асбест), надежно закрепить части изделия. Места спайки обработать флюсом и положить между ними припой
Осторожно равномерно прогреть металл до образования паяльного шва (постараться спаять серебряную цепочку так, чтобы шов был прочным и одновременно незаметным). Охладить изделие, удалить флюс и припой, затем отполировать
Чтобы осветлить место пайки, обработать его кислотным раствором, например, азотной кислоты.
Запаять серебряную цепочку в домашних условиях паяльником самому возможно, используя специальный припой, совмещенный с флюсом.
Можно ли запаять золотую цепь
В домашних условиях запаять золотую цепочку возможно аналогично методике, описанной выше, применяя золотой припой. Он содержит золото, серебро, медь, цинк и в некоторых сплавах кадмий. Температура плавления припоя варьируется от 710 до 850 ° C, в то время как аналогичный показатель для чистого золота — 1063 ° C.
Важно понимать, что ремонт золотой цепочки неспециалистом, даже при наличии необходимых материалов, является достаточно сложным. Поэтому лучший выход из ситуации — воспользоваться услугами мастеров по ремонту ювелирных изделий
Подготовка изделия
Перед ювелирной пайкой изделие следует закрепить в тисках или другим подходящим способом. Повреждённой детали украшения должна быть придана первоначальная форма.
Возможно, с этим придётся повозиться, но это обязательная процедура. Для этого могут потребоваться дополнительные приспособления. Вернуть исходную форму кольца или звена цепочки помогут подобранные по размеру цилиндрические детали.
Такая деталь вставляется внутрь деформированного кольца или звена цепочки, после чего изделие мягко обжимается снаружи плоскогубцами до достижения нужного результата. Разумеется, цепочка должна быть собрана, повреждённое звено или застёжка соединена с другими звеньями.
После того, как форма изделия восстановлена, и оно надёжно зафиксировано, место будущей пайки зачищается, обезжиривается и покрывается слоем флюса. Флюс создаёт на поверхности золота защитную плёнку, препятствующую окислению металла в процессе пайки.
Теперь можно приступать собственно к пайке. Флюс для пайки золота покупают готовый или делают своими руками, беря по 10 г буры и борной кислоты на 100 г дистиллированной воды.
Раствор кипят, и затем в него опускают золотое изделие и тоже несколько минут кипятят. Золото в результате покрывается защитным слоем.
Подготовка изделия
Перед ювелирной пайкой изделие следует закрепить в тисках или другим подходящим способом. Повреждённой детали украшения должна быть придана первоначальная форма.
Возможно, с этим придётся повозиться, но это обязательная процедура. Для этого могут потребоваться дополнительные приспособления. Вернуть исходную форму кольца или звена цепочки помогут подобранные по размеру цилиндрические детали.
Такая деталь вставляется внутрь деформированного кольца или звена цепочки, после чего изделие мягко обжимается снаружи плоскогубцами до достижения нужного результата. Разумеется, цепочка должна быть собрана, повреждённое звено или застёжка соединена с другими звеньями.
После того, как форма изделия восстановлена, и оно надёжно зафиксировано, место будущей пайки зачищается, обезжиривается и покрывается слоем флюса. Флюс создаёт на поверхности золота защитную плёнку, препятствующую окислению металла в процессе пайки.
Теперь можно приступать собственно к пайке. Флюс для пайки золота покупают готовый или делают своими руками, беря по 10 г буры и борной кислоты на 100 г дистиллированной воды.
Раствор кипят, и затем в него опускают золотое изделие и тоже несколько минут кипятят. Золото в результате покрывается защитным слоем.
Ремонт золотых цепочек дома и в салоне. Коррекция длины изделия
Золотая цепочка – классическое ювелирное украшение, которое может быть как повседневным аксессуарам, так и броской вещью для создания вечернего образа. Иногда она рвется или же на ней ломается замок. Но это не повод портить себе настроение: нужно просто обратиться за помощью к ювелиру, который починит любимую вещь.
Золотые цепочки повреждаются по целому ряду причин:
- Некачественный сплав, из-за которого изделия растягивается под собственной тяжестью.
- Временной износ: звенья перетираются и украшение рвется. Чаще всего страдают звенья возле замка или в середине, где висит тяжелая подвеска.
- Механическое повреждение при скручивании, обрыве.
- Истончение лапок, поддерживающих камни, из-за чего они выпадают.
- Ржавчина в замке: пружина в запорном механизме выполнена не из золота, а следовательно, подвержена коррозии. Поэтому механизмы по типу карабина со временем выходят из строя. Также в замке может начать заедать язычок (при долгой носке без съема).
Например, изделие из пустотелой трубочки порвется гораздо быстрее аналогичного украшения из цельной проволоки, даже если внешне они будут выглядеть одинаково. Важен и тип плетения: прочным и долговечным будет украшение, изготовленное по схеме «якорь», «колосок», «фигаро», «веревка».
Традиционные «елочка» и “омега” часто скручиваются, что способствует износу, а «змейка» цепляется за одежду.
Но свои ювелирные украшения чинить можно всем, также не возбраняется помогать друзьям и знакомым на безвозмездной основе.
Для этого требуются не только умелые руки и острый глаз, но и специальные приспособления, например, миниатюрные тиски. Порядок работ при ремонте золотых цепочек дома будет следующим:
- Определить характер повреждения. Если сломан замок, то самостоятельно его изготовить не получится и лучше купить готовый. Если цепочка серьезно деформирована, то дома починить ее практически невозможно. Ремонт в домашних условиях можно осуществить при простом повреждении – разрыв или разрыв с деформацией нескольких звеньев.
- Убрать поврежденные звенья.
- Приготовить ювелирный припой: 58 мер золота, 11 мер кадмия, 12 мер серебра и 19 – меди. Для точного соблюдения пропорций стоит воспользоваться аптекарскими весами.
- Зажать звенья в тисках. Если требуется запаять одно разорвавшееся кольцо, то для удобства можно пропустить два соседних с ним звена через иглу (тонкое шило или спицу).
- Подогреть место соединения паяльником. Наложить припой.
- Убрать излишки припоя. Обработать шов мелким надфилем для придания ему более эстетичного вида.
Таким способом соединяют крупные и средние изделия, более мелкие требуют другой технологии пайки (пайка фосфором). Вещи из цельной проволоки в домашних условиях починить проще, чем украшения из полой трубочки.
Проще всего воспользоваться услугами ювелира – цена ремонта не так высока, при незначительных повреждениях мастер чинит изделие непосредственно при заказчике, а качество работы будет заметно лучше
Ювелир без затруднений отремонтирует цепочку любого плетения, неважно цельную или полую. Но и здесь есть свои подводные камни
К сожалению, на каждого честного мастера приходится один не вполне честный. И, отдавая украшение в ремонт, заказчик может столкнуться с тем, что ему вернут совсем другую вещь. Наиболее часто встречаются следующие виды мошенничества:
- кража части драгметалла – изделие «худеет» при ремонте;
- подмена камней;
- завышение расхода драгметалла (при наращивании, изменении).
Принимать изделие только сухим – этой уловкой часто пользуются недобросовестные ювелиры, которые напитывают звенья водой. Когда для ремонта нужно вынуть камни, просите сделать это в вашем присутствии и заберите домой. В противном случае требуйте их тщательного обмера и описания.
И, разумеется, на руки должна выдаваться квитанция с подробным описанием всей информации: вес, количество и размер камней и т. д.
Но можно воспользоваться справочниками, рекомендацией ювелирного магазина или же найти по объявлениям. Тем более, что порой нужен не столько ремонт, сколько перерождение старого и надоевшего украшения.
Иногда для того, чтобы ювелирное изделия вновь стало желанным и любимым, нужно только немного откорректировать длину – уменьшить или увеличить.
С уменьшением все просто – ювелир просто уберет все лишнее. А вот с увеличением придется повозиться, так как мастеру потребуется тщательно подобрать сплав нужной пробы и оттенка. Стоит вторая услуга существенно дороже – заказчик оплачивает не только работу, но и расход драгметалла.