Лекция № 9. смазка и охлаждение компрессора

Как выбрать качественное масло для компрессора

При выборе масла следует уделять довольно много внимания его основным параметрам. Примером можно назвать приведенные ниже показатели:

  1. Степень вязкости.
  2. Температура эксплуатации.
  3. Рекомендуемая область применения.
  4. Тип применяемой основы при производстве.
  5. Популярность бренда.

Для того чтобы существенно продлить эксплуатационный срок устройств рекомендуется применять исключительно синтетический продукт. В этом случае небольшая переплата позволяет исключить довольно много проблем с эксплуатацией компрессора.

Сегодня масло для винтовых компрессоров Atlas Copco продают довольно большое количество различных производителей, при выборе нужно уделять внимание основным параметрам, которые указываются на упаковке. Кроме этого, некоторые производители компрессоров в инструкции по эксплуатации также указывают наиболее подходящее смазывающее вещество, периодичность обслуживания и многие другие моменты

Описание и особенности

По области своего использования и техническим характеристикам компрессорные масла относятся к моторным. Эксплуатация их ведётся в похожих условиях — испытывают на себе воздействие повышенных температур, резкие изменения эксплуатационных режимов.

От этого зависит стоимость ГСМ — синтетика, более долговечная и обладающая лучшими эксплуатационными свойствами, соответственно, обойдётся покупателю дороже.

Другой важный технический показатель — степень вязкости, определяющая текучесть масла. Чем выше данный показатель, тем с большей лёгкостью смазка проникает в мельчайшие зазоры подвижных деталей внутри механизма. Низкий коэффициент вязкости масла облегчает работу компрессорной установки, снижая показатель трения и предотвращая образования в зазорах вредных отложений — нагара, коррозии и окислов.

Компрессор работает подобно обычному двигателю внутреннего сгорания, но в обратном режиме. Если в ДВС крутящий момент от поршневой группы посредством шатунного вала передаётся на коленвал, то в компрессорах наоборот — от коленчатого вала крутящее усилие идёт на поршневую группу, закачивающую воздух в ресивер или подающую его напрямую к потребителю. В случае с мотором автомобиля масло, попавшее в поршневую камеру, попросту сгорит вместе с топливом.

В компрессоре же смазка, попадающая в поршневую группу, неизбежно в дальнейшем окажется в камере ресивера или в той среде, в которую подаётся сжатый воздух. Подобное загрязнение частицами ГСМ может привести к негативным последствиям, поэтому к компрессорным маслам предъявляются особые технические требования.

Основные правила замены масла

Машинная смазка используется только в случае острой необходимости. По техническим характеристикам она совершенно не подходит для воздушных агрегатов и может нанести вред его составляющим.

Почти все изготовители в эксплуатационной книге прописывают необходимые требования и рекомендации относительно заливаемого в компрессор продукта. Но, к сожалению, некоторые важные особенности в ней не указаны.

Необходимо запомнить, что в поршневых компрессорах не предусмотрена индивидуальная смазочная система, и смазка происходит с помощью захвата необходимого количества масла напрямую из картера. Поэтому выбранную жидкость в поршневой агрегат нужно заливать чуть больше указанного уровня. Если нужна замена смазки в компрессоре такого плана, в первую очередь требуется произвести промывание всей емкости. Заливается минимально вязкое масло и включают агрегат на 15 минут. После чего наклоняют поршневую головку, и залитую жидкость удаляют.

Категорически запрещено смешивание различных видов масел! Вне зависимости от изношенности агрегата в него необходимо заливать исключительно свежий и качественный материал.

Топ-5 компрессорных смазок

Лучшими техническими и эксплуатационными характеристиками обладают компрессорные масла, выпускаемые под торговыми марками Molykote и EFELE. Они производятся на основе высокоочищенных минеральных или стойких синтетических масел, благодаря чему продукция подходит для работы в широком диапазоне температур от -50° С до +200° С и выше.

Смазочные материалы не требуют частой замены и сокращают необходимость проведения демонтажных работ с целью замены смазочного материала. Использование правильно подобранного масла позволяет снизить затраты на обслуживание промышленного оборудования на 40%.

Molykote L-0660

Минеральное масло с добавлением дипрессорной присадки. Благодаря низкой температуре застывания подходит для работы с компрессорами системы охлаждения с аммиаком. Диапазон рабочих температур составляет +39° — 187° С, а кинематическая вязкость – 9мм2 / сек. Высокая морозостойкость и низкая летучесть позволяют использовать смазку Molykote L-0660 для обеспечения бесперебойной работы холодильных компрессоров. При работе на агрегатах пищевой промышленности нужно исключить контакт с продуктами питания.

EFELE SO-864

Синтетический смазочный материал на основе полиальфаолефина. Диапазон рабочей температуры составляет -50° +140°С, а кинематическая вязкость – 9,5°С. EFELE SO-864 проявляет высокие антикоррозионные свойства и благодаря наличию допуска NSF H1 подходит для использования в фармацевтической и пищевой промышленности. Применяется для обслуживания лопастных и ротационных винтовых воздушных компрессоров, вакуумных насосов, узлов холодильного оборудования.

Molykote L-1232 FG

Синтетический материал на основе полиальфаолефина с добавлением ингибиторов коррозии и окисления. Диапазон рабочей температуры составляет от -60°С до +201° С, пищевой допуск — NSF H1 (возможен случайный контакт с продуктами питания), вязкость – 5,7мм2 / сек.

Это прозрачное, нетоксичное масло без вкуса и запаха, которое проявляет отличные антикоррозионные и термостойкие свойства, имеет высокую стойкость к окислению и воздействию низких температур. Смазка минимизирует образование эмульсий при контакте с водой благодаря чистоте основной жидкости. Подходит для применения в компрессорных и вакуумных насосах.

Molykote L-1568

Синтетическое масло на основе полиальфаолефина, которое разработано специально для работы с агрессивными газами и примесями, такими как хлорводород, хлорметан, бромоводород. Molykote L-1568 не образует осадка, проявляет химическую стойкость, а добавленный в состав ингибитор хорошо справляется с подавлением коррозии в агрессивной среде.

Диапазон рабочей температуры составляет -30°С + 229°С, вязкость – 10 мм2 / сек.

Molykote L-1568 подходит для работы в условиях повышенной влажности и широко используется в узлах ротационных компрессоров, пластинчатых нагнетательных и вакуумных насосах, циркуляционных системах.

Molykote L-1246

Это синтетическое масло, изготовленное на основе полиальфаолефина с добавлением ингибиторов коррозии и окисления. Имеет отменную термо- и морозостойкость, подходит для работы во влажной среде, обладает антикоррозионным действием. Molykote L-1246 используется в парах трения металл – металл, имеет диапазон рабочих температур от -51°С до 279° С, индекс вязкости – 7,7 мм2 / сек. Подходит для смазки роторных, винтовых и лопастных компрессоров, вакуумных насосов, турбин, циркуляционных систем. Совместимо со многими эластомерами и имеет длительный интервал смены.

Правильный выбор компрессорного масла позволит поддержать герметичность стыков деталей, избежать трения и перегрева в рабочих узлах

При этом важно проводить регулярную замену смазочного материала, который теряет свои свойства под воздействием неблагоприятных факторов рабочей среды

Продукция из статьи:

Molykote

Масло Molykote L-1568

Масло Molykote L-1568

Molykote

Масло Molykote L-1246

Масло Molykote L-1246

Molykote

Масло Molykote L-1232

Масло Molykote L-1232

Efele

Масло Efele so-864

Масло Efele so-864

Рекомендованные статьи

Смазка тефлоновая

2020-06-16 00:37:10

Лубрикаторы

2020-06-17 18:59:12

MS полимер

2020-06-16 22:55:09

Смазка противозадирная

2020-06-16 00:49:03

ТОП-7 лучших смазок для подшипников

2020-07-13 09:41:11

ТОП-5 очистителей электроконтактов

2020-07-18 14:56:01

Очистители Taerosol

2020-07-24 12:40:11

Редукторные масла Molykote

2020-08-30 05:58:12

Какие функции выполняет масло

Перед маслом для поршневых воздушных компрессоров стоят достаточно важные задачи. Основная функция — это обеспечение надёжной, эффективной и стабильной работы компрессора. Заключается это в выполнении таких задач:

  • смазывание трущихся элементов и поверхностей, что продлевает их срок службы;
  • охлаждение поршневой группы, поскольку при работе происходит сильный нагрев;
  • уплотнение зазоров;
  • снижение детонации;
  • обеспечение герметичности рабочей камеры.

Некоторые спрашивают, чем отличается специальное компрессорное масло от обычного моторного, и можно ли его использовать. Такой вариант является нежелательным. Если говорить о том, чем отличается по факту компрессорное масло от автомобильного моторного, то здесь выделяют такие нюансы:

  • более высокие экологические характеристики у компрессорной смазки;
  • выше показатель пожарной безопасности;
  • разные параметры вязкости.

В теории залить моторную жидкость можно. Но нет гарантий, что компрессор при этом будет работать стабильно и без проблем.

Скорее подойдёт для разового применения, когда найти специальную смазку невозможно, а агрегат срочно нужно запустить в работу. После этого сразу же слейте моторное масло, промойте систему и залейте подходящую жидкость. А ещё лучше стараться всячески избегать подобных ситуаций.

Характеристики масел, применяемых при работе компрессорных установок

Характеристики индустриальных масел Роснефть Компрессор VDL

Оптимальная смазочная среда должна удовлетворять следующим требованиям:

  1. Максимально снижать нагревание сжатого воздуха по мере увеличения продолжительности работы компрессора.
  2. Обладать свойствами, мало изменяющимися с повышением температуры и давления.
  3. Иметь минимальное коксовое число – процент твёрдого углеродного остатка, который образуется в процессе термического разложения масла.
  4. Обладать стабильными физико-химическими свойствами, в частности параметрами вспышки, каплепадения, застывания и плавления.

Все характеристики масел отечественного производства регламентируются соответствующими государственными стандартами. Так, допустимые температуры вспышки и воспламенения определяют ГОСТ 6356 и ГОСТ 4333, стабильность химического состава – ГОСТ 11063, а склонность к образованию масляного нагара – ГОСТ 10585.

Классификация ISO масел для воздушных компрессоров

Верхними пределами, которые определяют пригодность масла для использования в поршневых воздушных компрессорах, считаются:

  • влажность – не выше 1,5%;
  • содержание серы – не более 3%;
  • зольность (или коксовое число) – не выше 0,14%;
  • температура вспышки – не менее 100…110 °C;
  • температура самовоспламенения – не ниже 350 °C.

Важными показателями считаются также стабильность от окисления, коррозионная активность и минимальное содержание механических примесей.

Популярные вакуумные масла

Масло вакуумное ВМ – лидирующая на российском рынке линейка минеральных масел, выделяющаяся минимальной ценой, удовлетворительным для большинства применений качеством и практичностью.

Масло вакуумное ВМ 1

Данный тип масел наиболее практичный, ведь его можно использовать для большинства видов устройств.

Самое частое применение – в качестве рабочей жидкости в пароструйных и вакуумных двухроторных насосах. Также его можно использовать как масло для вакуумных установок.

Производится оно из малосернистой беспарафинной нефти с помощью глубокого её очищения, проходя пару ступеней вакуумной дистилляции. Имеет светло-желтый цвет и характерный для нефтепродуктов запах.

Вакуумное масло ВМ можно купить в магазине масел и смазывающих жидкостей, или же в интернет магазине, как и другие виды масел и подобной продукции.

Масло вакуумное ВМ 1С

Производство данного типа масла схоже с производством масла ВМ 1. Особой разницы в использовании этих двух видов нет.

Как пишут в инструкции, они взаимозаменяемы. То есть, вакуумное масло ВМ 1 можно спокойно заменить маслом ВМ 1С. Характеристики тоже схожи и отличаются только вязкостью.

Используется оно для механических насосов с масляным уплотнителем.

Канистра объемом 20 литров стоит 12 337 рублей.

Масло вакуумное ВМ 4

Еще одно минеральное масло группы ВМ.

Способ и технология производства похожи на предыдущие масла, однако область применения данного масла значительно отличается.

Его используют в форвакуумных поршневых, бустерных и пластинчато-роторных насосах. В крайнем случае его можно заменить на другое вакуумное масло. Например, ВМ 1с или или ВМ 5С. По сравнению с другими маслами, имеет большую стабильность против окисления, слабую испаряемость.

Примерная цена за бочку составляет 21 000 рублей.

Масло вакуумное BC VPO

Производится данное масло в Бельгии, в отличие от конкурентов российского происхождения.

Масло вакуумное BC VPO создано для использования с насосом BECOOL. Оно имеет минеральную основу. Тем не менее это масло характеризуется низким давлением паров даже при высочайшей температуре, оберегает насос от старения, окисления и разрушения.

Как и в других маслах, в состав продукта введены специальные добавки и присадки, улучшающие вакуумные качества.

Цена на данное масло небольшая: всего 350 рублей за литр.

Замена масла, правила и рекомендации

Не стоит использовать машинное масло, если в этом нет крайней необходимости. По своим свойствам оно не подходит для воздушных компрессоров и может повредить его составные части.


Многие производители в инструкции по эксплуатации указывают конкретные требования и дают рекомендации, какое масло заливается в компрессор. Но некоторые нюансы в инструкции не описании. В поршневой компрессор лучше всего лить немного больше максимального уровня масла, поскольку в них не предусмотрено отдельной системы смазки – она поступает посредством захвата некоторого ее количества прямиком из картера. Но подобная система предусмотрена в конструкции поршневого безмасленного компрессора. В свою очередь, если необходима замена в подобном компрессоре, необходимо выполнить промывку всего резервуара. Для этого нужно залить масло с очень низким уровнем вязкости и дать компрессору поработать так около 15 минут. Затем его нужно полностью удалить, немного наклонив поршневую головку.

Не выливайте переработанный продукит, тем более на землю. Лучше сдайте его в пункт приема, для дальнейшей его переработки.

Также не стоит смешивать несколько видов продукции. Независимо от того, какое состояние воздушного компрессора, даже в самый изношенный и старый нужно лить хороший и свежий материал. Причиной такому повышенному вниманию может быть возникновение ЧП.

Особенно опасно возгорание при включенном компрессоре. Со временем оно изнашивается и теряет все свои свойства, кроме того, в большинстве конструкций оно испаряется, его уровень понижается, а плотность загрязнения возрастает. Что бы избежать последствий такой эксплуатации регулярно проводите замену масла в соответствии с рекомендациями.

Стандарты иностранные, но не чужие

Существующий ассортимент компрессорных масел широк. Его увеличение обусловлено ростом потребности в сжатом воздухе, развитием конструкций компрессоров, ужесточением требований к их производительности, надежности и энергоэффективности.

Компрессорные масла различных классов вязкости имеют в своем ассортименте главные действующие лица российской нефтяной отрасли (масло компрессорное ЛУКОЙЛ, РОСНЕФТЬ).

По мере либерализации внешней торговли на отечественном рынке появились продукты зарубежного производства, изготовленные с учетом последних достижений технологий нефтепереработки (компрессорное масло SHELL, масло компрессорное MOBIL).

Неудивительно, что сегодня в России получили распространение марки компрессорного масла, производство которых регламентируется европейскими стандартами (DIN 51506-2017, ISO 6743-3А).

В DIN 51506-2017 компрессорные масла классифицируют на группы в зависимости от конечной температуры сжатого воздуха:

  • VB, VB-L – до 140°C;
  • VC, VC-L – до 160°C;
  • VD, VD-L – до 220°C.

Они различаются показателями стойкости к старению (особенно высокой стойкостью обладает масло компрессорное VDL). «V» означает компрессорное масло, «L» говорит о наличии присадок.

Производители, чтобы их продукты были легко узнаваемыми на рынке, дают им собственные названия (масло компрессорное SHELL CORENA, масло компрессорное MOBIL RARUS, компрессорное масло ЛУКОЙЛ СТАБИО). Если в названии есть (или подразумевается, ─ о чем говорит ссылка на DIN 51506-2017) сочетание букв VD, VDL (VD-L), VB, VBL (VB-L), VC, VCL (VC-L), присутствующие в марке цифры в большинстве случаев означают кинематическую вязкость масла при 40 OC. Она с относительно небольшими отклонениями (± 10%) равна классу вязкости по ISO.

Примеры: масло компрессорное 32, компрессорное масло 46, компрессорное масло 100 (например, масло компрессорное VDL 100 или масло компрессорное VG 100), компрессорное масло 150.

В марке компрессорного масла может содержаться прямая ссылка на его вязкость по ISO ─ масло компрессорное ISO 100. Или более конкретный пример ─ Mannol Compressor Oil ISO 100.

Mannol Compressor Oil

Компрессорные масла Mannol Compressor Oil ─ один из продуктов компании Sudheimer Car Technik-Vertriebs GmbH ─ представляет в России компания БИТЕХ (https://bi-teh.ru/). Немецкий производитель изготавливает широкий спектр изделий, включая смазки и масла ─ индустриальные, моторные, трансмиссионные. В т. ч. компрессорные масла марок:

  • Mannol Compressor Oil ISO 46;
  • Mannol Compressor Oil ISO 100;
  • Mannol Compressor Oil ISO 150.

Минеральное компрессорное масло Mannol Compressor Oil на основе парафиновых масел применяют для смазывания поршневых, винтовых, центробежных воздушных компрессоров, а Mannol Compressor Oil ISO 46 еще для пневмоинструмента. Его эффективность усиливает наличие беззольных присадок.

Mannol Compressor Oil обладает жизненно важными для компрессоров свойствами:

  • термостабильностью;
  • устойчивостью к окислению;
  • антикоррозионными свойствами;
  • низкой испаряемостью;
  • оставляет минимум отложений.

Все они помогают гарантировать стабильную надежную работу оборудования.

Купить компрессорное маслоMannol Compressor Oil, значит, сделать правильный выбор для правильной эксплуатации компрессоров.

Изготовленное на севере Германии компрессорное масло отличает высокое качество и соответствие требованиям, предъявляемым потребителями к этому виду продукции.

О требованиях несколькими строками ниже, а сейчас перечислим основные функции компрессорного масла.

Функции компрессорного масла:

смазывание;

смазывание трущихся поверхностей уменьшает абразивный износ деталей, снижает обусловленные трением энергетические потери, обеспечивает чистоту трущихся поверхностей, помогает предупредить задиры, заклинивание и иные чреватые серьезными поломками и быстрым износом дефекты;

охлаждение;

отвод избыточного тепла ─ необходимое условие функционирования компрессора;

  • защита от коррозии;
  • уплотнение зазоров;

обладая на несколько порядков меньшей текучестью, чем воздух, масло заполняет зазоры, способствуя лучшей герметизации полостей.

Система смазки поршневого компрессора включает насос, масляный фильтр, термостат, охладитель масла. Компрессорное масло для поршневых компрессоров смазывает поршни, клапаны, подшипники и кривошипно-шатунный механизм. Оно формирует стабильный жидкостный слой между трущимися поверхностями (втулкой цилиндра и поршневым кольцом).

Компрессорное масло для винтовых компрессоров смазывает подшипники валов, винты и шестерни (или только шестерни), помогает снизить температуру в камере сжатия, уплотняет зазоры между роторами.

Техобслуживание компрессоров

Эксплуатация компрессора не предусматривает жесткого контроля и особых мер по техническому обслуживанию. Главное – это поддерживать своевременное обновление масла, иначе ремонт поршневого компрессора с заменой изношенных деталей не заставит себя ждать. Первый раз масло меняется в среднем через 70 рабочих часов, а затем интервал увеличивается до 300 часов.

Кроме этого, важно следить за состоянием масляного фильтра, который представляет собой губку, размещенную в корпусе агрегата. Ее необходимо регулярно промывать в мыльном растворе и ставить на место в очищенном и сухом состоянии

Не стоит забывать и о механических элементах. Например, фиксация крышки клапана должна проверяться до и после рабочих сеансов.

Наступает и момент, когда приходится чистить поршневой компрессор полностью со всем содержимым. Дело в том, что вентилятор вбирает далеко не идеальный по составу воздух, поэтому и его лопасти, и радиаторная решетка требуют чистки. При желании можно полностью разобрать агрегат, но предварительно запомнив, где и какие элементы крепятся. В процессе ухода лучше не использовать легковоспламеняющуюся химию – будет достаточно обычной ветоши с мыльной водой.

Краткое описание продуктов различных изготовителей

Масло для компрессоров является специфическим материалом, используемым исключительно для узкопрофильного применения. Производители настаивают на использовании качественного и сертифицированного материала для получения максимальной работоспособности. Среди недорогих, но в то же время качественных жидкостей выделяются следующие.

  • Ариан К-12. Оно является минеральным и используется в агрегатах среднего или высокого давления, в различных механизмах, требующих использования продукта с минимальным количеством серы (0,3). Вязкость 11 — 14, температура загустения примерно — 25 градусов.
  • Масло B. P. Enersyn GCS-180. Является исключительным синтетическим продуктом и не совмещается с минеральным. Его разработали исключительно для поршневых агрегатов с непосредственным газовым контактом. Этот продукт содержит различные ингибиторы окисления, придающие ему не только высокую температурную стабильность, но и способность подавлять проявляющую коррозию составляющих механизма.
  • Ариан КС-19 является минеральным, и его используют в поршневых агрегатах высокого или среднего давления. Произведено из парафиновой серистой нефти способом селективного очищения. Вязкость колеблется от 18 до 22, а температура загустения равна — 15 градусов.
  • Mobil Rarus 429 — идеально для различных воздушных компрессоров. Высокий уровень очищения гарантирует низкую вязкость и температуру возгорания. Этот продукт обладает минимальным значением коксовых образований. Поэтому детали долгий период сохраняют высокую работоспособность.
  • Ариан К-28 можно использовать в различных воздушных агрегатах. Является минеральным и изготавливается из нефти с небольшим количеством серы. Вязкость примерно 26−30, полное отсутствие различных присадок, но густеет при температуре примерно -10 градусов.
  • VDL 100 Fubag разработано для воздушных поршневых агрегатов фирмы «Фубаг», оно совместимо с агрегатами остальных фирм. Состав включает разнообразные присадки, предотвращающие окисление при рабочей температуре и образования гари на составляющих механизма.
  • КМ100 Энкор 40612 является полусинтетическим продуктом и используется только в воздушном агрегате поршневого типа. Небольшой уровень испарения гарантирует хорошую экономию расхода продукта. Высокие показатели эксплуатации позволяют работать и при достаточно низком градусе (-30). Во время перегрузки агрегата составляющие механизма сохраняются без различных повреждений.
  • REZOIL COMPRESSOR Rezer используется для стабильной работоспособности различных воздушных компрессоров. Особые присадки входящие в состав минимизируют образованию нагара на деталях механизма.

Применение техники ведет за собой материальные затраты на ее поддержание в работоспособном состоянии. И нужно использовать не только высококачественное масло, но и следить за его уровнем и вовремя доливать. Не последнее место занимает соблюдение пожарной безопасности, а это напрямую зависит от того, какой продукт будет залит внутрь механизма. Для того, чтобы минимизировать различные непредвиденные ситуации в работе, необходимо применять только проверенные сертифицированные материалы.

Виды компрессорной техники

Компрессорная техника сегодня используется в разных сферах. Конечно, она может иметь различную конструкцию. Наиболее распространенные виды:

  1. Поршневый — состоит из цилиндра и поршня, оснащен клапанами (нагнетающим и всасывающим).
  2. Винтовой — оснащен двумя винтовыми роторами, вращающимися синхронно.
  3. Мембранный — имеет пластинчатый эластичный орган, используемый при перекачке жидкости.
  4. Струйный — включает в себя струйный аппарат, золотниковый клапан и насадку с каналом; применяется в газовой и нефтедобывающей отраслях.
  5. Осевой — корпус оснащен направляющими, а ротор — работающими лопатками.
  6. Центробежный — имеет ротор с колесами, сборные и обычные диафрагмы, аппараты для направления потоков газа.

Независимо от конструкции, они имеют специальный масляный нагнетатель, занимающийся подачей смазочного, охлаждающего и герметизирующего материала.

Технические характеристики и эксплуатационные свойства компрессорных масел.

Согласно ГОСТ 12.1.007 класс опасности компрессорных масел по вредному воздействию на организм человека:

  • в жидком состоянии – 4-й;
  • при образовании масляного тумана – 3-й.

Теплота сгорания компрессорного масла составляет около 40 МДж/кг, поэтому в соответствии с ВНТП 4-89 помещения, в которых используются воздушные компрессоры, по взрывопожарной и пожарной опасности относятся к категории В/Д (при содержании в единице оборудования более/менее 60 кг масла).

Для улучшения эксплуатационных свойств минеральных компрессорных масел в их состав вводят антиокислительные, противокоррозионные, противопенные, моющие и другие присадки. Характеристики разных видов масел приведены в Таблице 1.

Таблица 1

Показатели Масла без присадок Масла с присадками
К-19 КС-19 Кп-8С К3-10 К3-10Н КС-19П К3-20 К4-20 К2-220 К2-24
Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре: 100°С 17-21 18-22 6,5-9 8,8-10,5 9-13 18-24 17-23 19,5-22 18-21 21-25
40 °С 41,4-50,6 73,7-96,2 76-130 206-336 240-310 220-310
Индекс вязкости, не менее 92 95 90 90 85 80 85 82 82
Кислотное число, мг КОН/г 0,04 0,02 0,05 0,2 0,2 0,03 0,5 0,4 0,35
Температура, °С: вспышки в открытом тигле, не ниже 245 260 200 205 205 260 250 225 230 270
застывания, не выше -5 -15 -15 -10 -30 -15 -15 -15 -10 -10
Содержание, % (маc. доля), не более: водорастворимых кислот и щелочей Отсут- ствие Отсут- ствие
механических примесей 0,07 Отсут- ствие 0,07 0,02 Отсут- ствие
воды Отсут- ствие Следы Отсут- ствие Следы Отсут- ствие
серы 0,3 1,0 0,5 0,65 0,65 1,0 0,35 0,6 0,5 0,5
селективных растворителей Отсут- ствие Отсут- ствие Отсут- ствие
Коксуемость, %, не более 0,5 0,5 0,05 0,2 0,2 0,45 0,45 0,45 0,45
Зольность, %, не более 0,01 0,005 0,005 0,005 * 0,005 * 0,005 0,12 0,5-0,8 0,06 0,06
Стабильность против окисления, не более: осадок, % (маc. доля) 0,015 Отсут- ствие 0,02 Отсут- ствие
кислотное число, мг КОН/г 0,5 0,2 0,5
увеличение коксуемости, % 1,5 ** 1,5 ** 2,0 ** 3,0 ** 2,0 **
потери от испарения, % 15 ** 15 ** 20 **
Цвет, ед. ЦНТ, не более 7,0 2,5 6,5 6,5 7,0 7,5 7,5 7,5
Коррозия: на пластинках из стали Выдер- живает Выдер- живает Выдер- живает
на пластинках из свинца, г/см2, не более 10 10
на пластинках из меди Выдер- живает Выдер- живает Выдер- живает
на стальных стержнях Отсутствие Отсутствие
Плотность, кг/дм3 905 885 900 900 905 900 900 905 900
* Показатель нормируется для базового масла. ** Стабильность определяется по методу ISO 6617.

Плотность и вязкость компрессорного масла при изменении температуры

С повышением/понижением температуры вязкость и плотность компрессорного масла уменьшаются/возрастают (рис.1), что может стать причиной ухудшения его смазывающих и герметизирующих свойств/сложностей с запуском оборудования в холодное время года.

Рис.1

Для высоконагруженного оборудования требуемую вязкость смазочного материала рассчитывают по формуле:

υp = υ0α p

где υp и υ0– динамическая вязкость при рабочем (р) и атмосферном (0) давлении; α – постоянный коэффициент для конкретной марки.

Плотность масла при температуре t можно быстро определить простым способом: умножить разность между ней и +20 °С на температурную поправку (таблица 2), вычесть/прибавить полученное произведение из значения плотности при +20 °С (указывается в технических характеристиках), если t выше/ниже +20 °С.

Таблица 2

Плотность при 20 °С Температурная поправка на 1 °С Плотность при 20 °С Температурная поправка на 1 °С
0,6500–0,6590 0,000962 0,8300–0,8399 0,000725
0,6600–0,6690 0,000949 0,8400–0,8499 0,000712
0,6700–0,6790 0,000936 0,8500–0,8599 0,000699
0,6800–0,6890 0,000925 0,8600–0,8699 0,000686
0,6900–0,6999 0,000910 0,8700–0,8799 0,000673
0,7000–0,7099 0,000897 0,8800–0,8899 0,000660
0,7100–0,7199 0,000884 0,8900–0,8999 0,000647
0,7200–0,7299 0,000870 0,9000–0,9099 0,000633
0,7300–0,7399 0,000857 0,9100–0,9199 0,000620
0,7400–0,7499 0,000844 0,9200–0,9299 0,000607
0,7500–0,7599 0,000831 0,9300–0,9399 0,000594
0,7600–0,7699 0,000818 0,9400–0,9499 0,000581
0,7700–0,7799 0,000805 0,9500–0,9599 0,000567
0,7800–0,7899 0,000792 0,9600–0,9699 0,000554
0,7900–0,7999 0,000778 0,9700–0,9799 0,000541
0,8000–0,8099 0,000765 0,9800–0,9899 0,000528
0,8100–0,8199 0,000752 0,9900–1,0000 0,000515
0,8200–0,8299 0,000738

Как выбрать масло по характеристикам

Выше уже говорилось, что при выборе масла нужно внимательно изучить его характеристики, чтобы компрессор не вышел из строя раньше времени.

Воздушный поршневой компрессор


Например, при выборе подходящего масла для воздушного поршневого компрессора нужно особенно внимательно изучить маркировку.

Главными требованиями является высокая термоокислительная стабильность и термостойкость.

При работе подвижные части нагреваются до высокой температуры, поэтому использование некачественного масла может привести к возгоранию

Всегда обращайте внимание на эти характеристики, которые обязательно должны быть указаны на емкости

Винтовой компрессор

В винтовых моделях особенно важной функцией является создание герметичных зазоров. Поэтому нельзя использовать масло с вязкостью менее 7 мм2/с

Рабочая температура в данном случае не настолько важна, но все-таки не желательно использовать марки, у которых этот показатель составляет +90 °C. В противном случае масло придется менять значительно чаще, чем указано в паспорте. Только так можно увеличить срок службы компрессора.

При изучении маркировки обязательно обратите внимание на обозначения. Обычно можно увидеть стандартные варианты: «SAE 20», «SAE 40», «SAE 60» и так далее

Однако в некоторых случаях встречается и маркировка SAE 20W, SAE 30W. В данном случае буква W указывает на то, что масло можно использовать в холодное время года. Даже при температуре –20 °C или –30 °C соответственно его вязкость будет обеспечивать качественное прокачивание.

Запомнив эти правила, вы легко сможете ответить на вопрос, какое масло лить в поршневой воздушный компрессор.

Назначение

Масло может использоваться для технического обслуживания компрессоров, но в основном представленные позиции предназначаются для заливки в картер и обеспечения процесса создания масляного тумана при разбрызгивании в пневмоблоке поршневого компрессора, а также для формирования маслянистой пленки в винтовом блоке винтового пневмоагрегата.

Замена масла осуществляется при проведении техобслуживания и планово-предупредительных ремонтов. Вместе с заменой масла рекомендуется менять и маслофильтры.

Запас масла в объеме полной заправки в соответствии с техпаспортом необходимо иметь, так как пневмостанции могут выходить из строя в самый неподходящий для этого момент. На этот случай необходимо иметь все комплектующие, подверженные быстрому износу, а также масло, которое меняется после проведения ремонта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рест металл
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: