Методические рекомендации «изготовление инструмента и приспособлений для чеканки» по дисциплине «художественная обработка металла»

Инструменты и материалы для чеканки

Для чеканки применяют и самые разнообразные сорта металлов. Ключевое свойство, определяющее возможность применения материала для изготовления чеканки — эластичность, другими словами, металл должен изменяться под влиянием внешних сил и при этом абсолютно не разрушаться.

Инструменты для чеканки

Очень часто мастера применяют материал листового типа с толщиной от 0,4 до 1 мм. Для работ по выполнению объемного рельефа применяют материалы с большей толщиной, например, медь, с толщиной порядка 2 мм.

Красная медь известна с древности. Она обладает пластичностью, нужной вязкостью, но основное то, что данный материал способен воссоздавать собственные пластические свойства по обработке термическим путем. Медь легко чеканиться, ей можно давать практически любую форму. На ее поверхности можно, без больших трудностей исполнять высокую выколотку. Она отлично зашлифовывается и полируется, но изделия, которые сделаны из меди, быстро теряют нанесённый блеск.

Медь для чеканки

Медь и сплавы на ее основании выделяет высокая стойкость к влиянию коррозии. Они могут без больших трудностей долгое время хранится на воздухе. Эти и некоторые прочие характеристики дали возможность применять медь в качестве базового материала для выполнения объемной и плоской чеканки.

Алюминий очень легко подвергается чеканке, но работа с ним просит достаточной доли осторожности. У металла невысокая температура плавления и собственно за этим приходится следить в процессе термообработки

Изделие из мельхиора

Мельхиор обладает нужной степенью пластичности, отлично подвергается полировке, а под влиянием отдельных реактивов он может менять цвет.

Кстати, из металлов, изготовленных на основе алюминия, отдельно стоит дюраль. Но работа с ним, сопряжена с рядом технических трудностей, так при его отделке тяжело сберечь целость листа, между тем его используют для имитирования серебра.

Помимо, цветных металлов для чеканки используют и стали,в особенности, малоуглеродистые. Перед работой такие стали отжигают и обрабатывают поверхность. Ее тяжело обрабатывать инструментом для чеканки, но в облицовке ее тяжело заменить. Стали данного класса, так же как и кровельный данный металл используют для получения больших рельефных изображений, которые не нуждаются в старательной деталировке.

Сталь для чеканки

Стали, которые имеют в собственном составе — это привлекательный металл, но с огромным трудом поддается чеканке. Ее используют для памятников, монументов и др.

При подборе металла для чеканки очень важно понимать то, что он не должен подвергаться расслоению, на поверхности не должно быть никаких недостатков, к примеру, пятен, трещин и др. В начале работы, металл, не зависимо от марки подвергают обработке термическим путем — отжигу. Для выполнения данной процедуре используют или классические паяльные лампы, или муфельные печи

Медь отжигают, при температуре от 650 до 700 градусов, латунь 620 — 650, сталь 600 — 650. Для охлаждения используют разные среды, к примеру, для охлаждения используют холодную воду

Для выполнения данной процедуре используют или классические паяльные лампы, или муфельные печи. Медь отжигают, при температуре от 650 до 700 градусов, латунь 620 — 650, сталь 600 — 650. Для охлаждения используют разные среды, к примеру, для охлаждения используют холодную воду

В начале работы, металл, не зависимо от марки подвергают обработке термическим путем — отжигу. Для выполнения данной процедуре используют или классические паяльные лампы, или муфельные печи. Медь отжигают, при температуре от 650 до 700 градусов, латунь 620 — 650, сталь 600 — 650. Для охлаждения используют разные среды, к примеру, для охлаждения используют холодную воду.

Ключевой рабочий орган, благодаря которому выполняют чеканку — это чеканы. Их выполняют с использованием ковки. Их делают в виде стержней различного сечения и имеют длину от 12 до 17 см.

В работе чекан удерживают в левой руке, при этом локоть быть на весу. Это гарантирует свободу перемещения руки. Чекан удерживают поэтому, чтобы он всегда откланялся назад, так чтобы боек был чуть поднят. По мере нанесения ударов молотком для чеканки, который специалист держит в другой руке, инструмент продвигается вперед.

Разнообразные виды изделий

Чеканку широко применяют при производстве изделий разного назначения, из листов металла разных марок. Ее широко используют при оформлении зданий внутри, и снаружи. Эту операцию используют при производстве металлической посуды, декративных манелей , украшений.

При создании изделий мастера применяют специальные приемы, например, чеканка винограда. В этом деле существует множество секретов, которые часто передаются из поколения в поколение.

В мастерских по выполнению чеканных работ выполняют картины, элементы интерьера. Кроме того, некоторые мастера выполняют работы по изготовлению картин, которые состоят из нескольких слоев, в том числе и тех, которые состоят из нескольких металлов. Такая комбинация придает композиции многоцветность.

Чеканка на объемных изделиях

В мастерских по выполнению чеканки выполняют и фрагменты, которые могут быть установлены в мебель, выполненную и из массива, и разного вида панелей.

Особый вид чеканки это оклады для икон, кроме, рисунков на их поверхности закрепляют драгоценные камни.

За все время, пока существует чеканка, выработались отдельные стили (кавказский, восточный и пр.). Современные мастера применяют все наработанные ранее стили и одновременно с этим разрабатывают свои собственные.

Виды чеканки

В зависимости от формы предмета и сложности рисунка чеканка бывает:

  1. Ажурной, по виду похожей на металлические кружева. Работу начинают с высечения фона, затем по подготовленным линиям проводят завершающую высечку. Поскольку толщина ажурных перегородок невелика, при проведении отжига необходимо следить, чтобы они не расплавились. Ажурную чеканку часто наносят на объемные предметы как финишную отделку.
  2. Контурной, которая чеканится на листовом металле без заранее нанесенного рельефа. Визуально такая чеканка схожа с гравировкой, но отличается от нее выпуклыми или вогнутыми формами. Этот способ применяют для изготовления декоративных элементов интерьеров и для нанесения орнамента на плоские поверхности.
  3. На объемных предметах. Самый трудный по выполнению вид чеканки, так как рисунок выбивают на изогнутой поверхности. Однако опытные мастера справляются с работой без особых затруднений.
  4. Рельефной. Ее также относят к категории сложных видов. Работу начинают с выколачивания контуров рисунка, затем изображение делают рельефным. На завершающем этапе выравнивают детали изображения и полируют.

Особенности медной чеканки

Медные листы являются идеальным материалом для изготовления художественной чеканки. Материал хорошо вытягивается, изображение получается объемным. Перед нанесением рисунка медный лист необходимо прогреть до красного цвета для улучшения эластичности. Чеканка по меди, как и по другому металлу или фольге, начинается с переноса эскиза. Для этого понадобится копировальная бумага и чертилка. На следующем этапе рекомендуется создать жировую поверхность. Это будет способствовать скольжению инструмента. Для операции понадобится пластилин.

Медная чеканка начинается с обработки контурными линиями заготовки с лицевой стороны. Изнаночный контур вытягивается после нанесения дополнительных линий с применением соответствующего операции чекана. Далее приступают к вытягиванию и корректированию основного объема, вытягивая его или опуская. Окончательный вид чеканке можно придать, выполнив тонировку, патинирование или оксидирование. Эти операции позволят изменить цвет медной чеканки, при этом используются специальные химические составы.

Решив выполнить свой вариант обработки чеканки, необходимо узнать тонкости выполнения той или иной операции. Многие материалы токсичны и требуют соблюдения правил техники безопасности не только при проведении работ, но и при хранении составов. Операции должны выполняться в вытяжном шкафу или в хорошо проветриваемом помещении, а посуда для хранения должна закрываться притертыми пробками. Перед нанесением декорирующего слоя и после операции чеканка промывается, обезжиривается и просушивается. В последнем случае используют опилки, которые легко впитывают в себя влагу.

Способы изменения цвета медной чеканки можно найти в интернете и воспользоваться рекомендациями, а можно придумать свой оригинальный метод.

Предлагаем посмотреть видео по чеканке на медном листе:

Волшебные птицы (панно-рондо) 2008 г. Алюминий, медь, латунь; чернение, холодная эмаль 90 х 90 см

Волшебные птицы (фрагмент панно-рондо) 2008 г. Алюминий, медь, латунь; чернение, холодная эмаль 90 х 90 см

Павлины (панно-рондо) 2008 г. Алюминий, медь, латунь; чернение, холодная эмаль 90 х 90 см

Райские птицы (панно-рондо) 2013 г. Алюминий, медь, латунь; чернение 80 х 80 см

Павлины (панно-рондо) 2013 г. Алюминий, медь, латунь; чернение 80 х 80 см

Ягоды и цветы (панно-рондо) 2008 г. Анодированный алюминий; холодная эмаль 70 х 70 см

Ягоды,цветы и птицы (панно-рондо) 2008 г. Анодированный алюминий; холодная эмаль 70 х 70 см

Орнамент Барокко (панно) 2009 г. Латунь; чернение 60 х 60 см

Производители инструмента для разметки

Практически все изготовители строительного оборудования и ручного инструмента выпускают измерительные приспособления, частью которых являются разметочные устройства. К премиальным маркам, присутствующим в сегменте, можно отнести Bosch, RUBI, Irwin и Sturm. Из компаний, которые специализируются на инструменте, выделяются фирмы MATRIX, Stanley, FIT и т. д. Среди российских производителей можно о, «Контрфорс» и «Энкор». Что касается цен, то простейшие устройства для разметки типа керна стоят порядка 100-200 руб. Циркуль или чертилка по металлу оцениваются уже в 500-700 руб. Многофункциональные технически сложные или габаритные приспособления могут стоить порядка 1-2 тыс. руб.

Золотые монеты

В качестве монетного металла золото имеет столь же древний возраст, как и серебро. Златники князя Владимира известны наряду с его сребрениками. Долгое время золото не играло никакой роли в денежном обращении, хотя чеканку монет периодически производили. Нумизматам известны золотые монеты периода правления Ивана III под названием «угорский» (подражание венгерскому дукату) и «корабельник» (подражание английскому ноблю). Однако всё это были «жалованные монеты», которыми правитель награждал отличившихся.

Реформы Петра I разделили этот вид наград на медали и деньги для обращения. В 1701 году появились червонцы и двойные червонцы. Впрочем, этими деньгами оплачивались заграничные расходы государства. По-настоящему оборотными деньгами стали золотые монеты достоинством 2 рубля, чеканка которых началась в 1718 году. Проба золота на протяжении XVIII-XIX веков также менялась, но всегда оставалась высокой, о чём рассказывает другая наша статья. Посмотрим на основные монетные стандарты последних десятилетий.

Червонное золото – сплав, где доля золота равна 90 %. Остальную часть занимает медь, которая придаёт основному металлу характерный красноватый оттенок, называемый «червонным». Стандарт, принятый при Николае II, использовался и для выпуска советских червонцев, а также коллекционных монет позднего СССР. Банк России в настоящее время использует червонное золото крайне редко.

Ювелирное золото – металл 585-й пробы, используемый для ювелирных украшений. Необычная проба отмечена у золотых монет 1991 года обычного качества чеканки из серии «Русский балет». Сейчас трудно назвать причины этого выпуска. Возможно, Государственный банк СССР планировал такую пробу металла и для других серий, но распад Советского Союза этому помешал. Банк России в данном направлении решил не экспериментировать.

Чистое золото — металл 999-й пробы и выше. Впервые применено для чеканки коллекционных монет позднего СССР. Банк России также постепенно перевёл чеканку золота с 900-й на 999-ю пробу. Столь высокая степень чистоты сейчас является стандартной для инвестиционных монет, поэтому её имеет и золотой «Георгий Победоносец», а также иные монеты для инвестиций, тематикой которых стали спортивные события мирового уровня, проведённые в Российской Федерации.

Операции по обработке металла

Обработка металла — механическое воздействие, позволяющее изменить физическое состояние материала. Главная цель обработки — производство необходимых в повседневной жизни изделий, а также предметов роскоши или произведений искусства.

Художественная обработка, в отличие от промышленного производства металлических изделий — мастерство изготовления вещей, удовлетворяющих эстетическое, творческое начало в человеке. В процессе производства изготавливается продукция, обладающая изысканностью, выразительностью и художественной ценностью.

Исскуство из металла

Видами художественной обработки металлов принято считать:

  • литье;
  • ковку;
  • чеканку;
  • металлопластику;
  • гравировку;
  • травление;
  • филигрань;
  • эмалирование.

Литье — древний метод обработки

Метод литья связан с плавкостью металла, качеством, возникающим при термическом воздействии на материал. Полученный, в результате плавления, жидкий материал, разливается в нужные, заранее заготовленные формы. После охлаждения, отливки используют, как готовую продукцию, или как составную часть основного изделия.

Форму для отлива готовят до начала основных работ. Если выливаемый продукт обладает сложной конструкцией, готовят несколько форм, а полученные в результате отлива детали соединяют между собой.

Литье подразделяют:

  • по металлу отлива — чугун, медь, серебро или золото.
  • по устройству и материалу форм. Временные формы — песок, земля; оболочковые. Стационарные формы из воска, гипса или металла.
  • по методу литья: центробежное, под давлением, стандартное.

Плавится металл в особых печах. Поскольку температура плавления у разных материалов отличается, при отсутствии механизма фиксации температуры, необходим визуальный контроль над процессом. После плавления металл разливают по формам, дают заготовкам остыть, затем чистят и шлифуют.

Применяемые материалы и инструменты

Металл, на котором планируется выполнять чеканку, должен обладать вязкостью, пластичностью, способностью изменять форму под воздействием силы, не разрушаясь, подвергаться полировке. К нему относят листы:

  • меди;
  • алюминия;
  • латуни;
  • мельхиора;
  • нейзильбера;
  • железа для кровли;
  • стали нержавеющей малоуглеродистой и мягкой (декапиры);
  • золота;
  • серебра;
  • фольгированные.

Материалы для чеканки имеют разную толщину, она варьирует в широких пределах от 0,5 до 3 мм и зависит от вида применяемого металла.

Инструменты, которыми пользуются чеканщики и любители мастерить своими руками, – это специальной формы чеканы, молотки и чертилки.

В работе используют чеканы, изготовленные из легированной инструментальной стали марки У7 или У8, диаметром 12÷15 см разного диаметра для создания:

  • выпуклого шаровидного отпечатка (трубочки);
  • сплошной линии в виде непрерывно идущих точек (обводные или расходники);
  • контура будущего рисунка и отделки фона точками (канфарники или давильники);
  • выравнивания фона (лощатники с поверхностью шероховатой или гладкой);
  • просечки фона (сечки с разным типом лезвия: полукруглым, плоским);
  • выколотки с изнанки (пурошники);
  • отпечатка (фигурные).

Свой инструмент должен иметь каждый чеканщик, его можно изготовить самостоятельно. Для этого необходимо купить стальной прут определенного диаметра и изготовить чекан. Прежде чем придавать форму пруту, его необходимо нагреть до яркого красного цвета, остудить и лишь после этих действий приступать к изготовлению инструмента. После изготовления чекан подлежит закалке. В домашних условиях эту операцию можно выполнить с помощью паяльной лампы. Опять нагреть до красного цвета и опустить в машинное масло для медленного остывания.

Иногда используют чеканы, изготовленные из дерева, поэтому для нанесения ударов по такому инструменту понадобится деревянный молоток, называемый киянкой.

Молотки для чеканки должны быть со специальной формой бойка, рукояткой и определенного веса. Рабочая поверхность составляющих полированная. Рукоятка изготавливается из дерева, обязательно из неслоистых пород, должна быть изогнутой формы с закруглениями на конце. Вес должен соответствовать силе чеканщика. Это позволяет удобно разместить инструмент в руке и выполнять постукивания и удары с необходимой силой.

Чертилка необходима для перевода рисунка будущей чеканки на металл. Кроме того, может понадобиться такие слесарные инструменты, как рашпили, надфили, напильники, ножницы по металлу, лобзики, плоскогубцы, пробойники. Используется еще целый ряд приспособлений: посуда для варки смолы, ванночки для тонировки, подставки для инструмента, тиски, наждачный круг, шлифовальная и копировальная бумага, пластилин.

При выполнении работ понадобятся подсобные приспособления, такие как подложки и мешочки разной плотности, а также расходные материалы, которые используются для придания изделию защитных свойств, укрепляющих и украшающих его, а при необходимости позволяющие красиво оформить свой труд.

В качестве подложки используют пеньки деревянные из березы или липы, войлочные, резиновые или пластилиновые маты, плиты из свинца.

Используемые материалы

Ювелирные изделия с чеканкой традиционно делают из серебра и золота. Большинство же мастеров работают с более дешевыми металлами:

Медью толщиной от 0,3 до 1,5 мм. Она пластична, легко обрабатывается, в зависимости от марки со светлым или темным оттенком красного цвета. Медь и ее сплавы чаще других металлов используют для декорирования помещений.
Красной медью, листы которой можно раскатывать до толщины 0,05 мм. За счет мягкости легко выполняется рельефная чеканка даже на объемных изделиях сложной формы. Высокая стойкость к коррозии позволяет устанавливать декоративные элементы из чеканной меди на фасадах домов.
Латунью различных марок с золотисто-желтым цветом разных оттенков. Высокое (до 50%) содержание цинка повышает твердость, снижает податливость. Однако, несмотря на меньшую чем у меди пластичность латунь легко чеканится.
Томпаком ― разновидностью латуни с низким (до 10%) содержанием цинка. Из-за большой доли меди металл получается красного цвета с желтым оттенком. Сплав с добавкой алюминия до 5% приобретает окраску, неотличимую от цвета золота. Из томпака делают значки, медали к юбилеям, дешевую бижутерию, декоративные элементы интерьеров.
Алюминием и его сплавами

Металл легко чеканится, но из-за низкой температуры плавления нужно соблюдать осторожность при термообработке, чтобы рисунок не деформировался. Дюралюминий хорошо имитирует серебро, однако работать с ним сложно, так как из-за малой податливости при выбивании рельефа возможно растрескивание металла.
Жестью, на которой начинающие отрабатывают навыки чеканки

Однако мастера также не пренебрегают этим доступным материалом.
Черными низкоуглеродистыми металлами. Заготовки предварительно отжигают и протравливают для получения декопира, на котором чеканят изображения с крупным рельефом или рисунки с мелкими деталями.
Кровельным железом для чеканки контурных изображений с неглубоким рельефом без фона и мелких деталей.
Нержавеющей сталью толщиной от 0,5 до 0,8 мм. Металл красиво смотрится, однако из-за высокой прочности и плотной структуры трудно поддается выбиванию. Высокая стойкость к коррозии позволяет делать из нержавейки чеканные мемориальные доски и таблички на монументы, памятники.
Мельхиором и нейзильбером ― никелевыми сплавами с большим содержанием меди (81 и 65% соответственно), поэтому они пластичны, легко полируются. Химической обработкой поверхность делают золотистой, серебристой или имитацию под старинную бронзу.

На металле для чеканки не должно быть вмятин, царапин, пятен, расслоений. Если чеканка будет проводиться на смоляной подложке, потребуется битум №4 или 5, а для его удаления керосин или машинное масло. В качестве альтернативы использую пластилин, березовые или липовые чурбаки, войлочные или резиновые маты, свинцовые плиты. Шлифовку и полировку выполняют кварцевым песком и порошкообразной пемзой. Химическую обработку проводят:

  • соляной, серной, азотной кислотами;
  • поташом;
  • сернокислой медью.

Художественное гравирование по металлу

Так называемое плоскостное гравирование (англ. engraving) – это нанесение линейного рисунка или рельефа на металл с помощью резца. При плоскостном гравировании (двухмерном) обрабатывается только поверхность металла.


Это широко распространенный приём в художественной обработке металла. Его назначение — декорировать поверхность изделия нанесением простого узора или сложных портретных, многофигурных или ландшафтных композиций, надписей и шрифтовых работ. Графика резцом на металле — еще более тонкая и совершенная, чем карандашом или даже пером, так как штрихи резца значительно тоньше и четче линий, проведенных пером.

Техника гравирования

Отлично подходят для гравировки латунь, серебро, некоторые стали. Неплохо гравируются бронза, цинк, никелевые сплавы. Хуже — золото, платина, алюминий. Поверхность металла, который планируется подвергнуть гравированию, должна быть матовой (шлифованной), а не блестящей (полированной) — излишний блеск слепит.

Перенос рисунка на металл проводят так же, как при чеканке. Мелкие ювелирные изделия и медали перед работой крепят к доске, по размерам большей, чем заготовка или изделие. Небольшие заготовки крепят сургучом или канифолью. Основное орудие гравировщика — штихель (резец). Общая длина штихеля колеблется от 100 до 130 мм; его изготовляют из лучших марок инструментальных сталей, способных держать заточку. Ювелиры Кубачинского промысла (как и вообще мастера Кавказа) блестяще гравируют эффектные украшения — примеры их работ с чернёным гравированием можно увидеть выше, в разделе чеканки..

Технология чеканки по металлу

  • Первым делом нужно подготовить рабочее место, а также сам лист металла и инструмент.
  • Делаем разметку будущего рифления. Новички нередко применяют кальку. Переводка позволяет получить на рабочей поверхности листа грамотную художественную работу.

Опытные мастера пытаются еще на стадии нанесения разметки выделить основные контурные линии и внутренние элементы. Для основных линий обычно используется карандаш с жирным нажимом.

Как понятно, чтобы выделить внутренние компоненты рифления, нужен карандаш с менее выраженным нажимом.

Продавливаем главные контурные линии. Первым делом следует выделить наружные контурные линии и основные внутренние элементы.

Для продавливания контурных линий обычно используют чекан с узким острием. Чем уже и тоньше стержень, тем более высокое давление будет оказывать чекан на металлическую поверхность.

Как и в случае с наружным контуром, основные линии следует делать пожирнее. Для этого следует использовать чекан с узким и тонким жалом.

Переворачиваем чеканку. Оборотная сторона будет содержать выпуклую картинку с размытыми контурными линиями. Сторона с выпуклым контуром является лицевой, по крайней мере это будет лицевой частью готовой чеканки по металлу.

Продавливаем фон. На данном этапе следует сделать контурные линии более отчетливыми. Основные контурные линии станут более заметными, если примять задний план, который местами сливается с основными контурными линиями.

Для продавливания фона рекомендуется использовать чекан с более широкой рабочей частью.

Улучшаем деталировку чеканки. На данном этапе следует продавить внутренние элементы и мелкие детали рисунка. Это делается с обратной стороны, с той же, с которой выдавливались основные контурные линии.

Для формирования мелких деталей нужен соответствующий чекан. Стержень такого инструмента должен быть утончен. При работе тонким чеканом имеет смысл воспользоваться ударным инструментом.

Постукивания по рукоятке молотком позволят чекану оставлять на поверхности рисунка тонкий оттиск с улучшенной деталировкой.

Этим же способом можно дополнительно выделить край фона, который вдавливается с лицевой стороны.

Выше описан цикл создания чеканки. Чтобы добиться от рифления хорошей четкости и детальности, следует дополнительно провести еще не менее 2-3 таких циклов.

Касательно чеканки самых мелких деталей, при формировании миниатюрных элементов чеканки многие мастера прибегают к помощи увеличительного стекла. При этом для самых мелких элементов следует использовать игольчатый чекан.

Как сделать чеканку своими руками – Металлы, оборудование, инструкции

Чеканка по металлу — это технологический процесс, применяемый для изготовления рельефных изображений, надписей, различной сувенирной продукции. Является одним из видов изобразительного декоративно-прикладного искусства. Каждое изделие ручной работы эксклюзивно.

Виды

Чеканка (фотопредставлены в статье) бывает в двух вариантах: объемная, с достаточно высоким рельефом, и плоская, у которой рельефные показатели незначительные. У каждого вида есть свои преимущества.

Рельефное изображение более эффектно с точки зрения сюжетной эстетики, поскольку происходит сближение с форматом 3D, а это считается положительным фактором.

Но зато плоская чеканка по металлуможет быть выполнена в ажурном варианте, что является бесспорным признаком художественного стиля.

Рельефная чеканка

Объемные изделия являются более сложными с точки зрения технологии и, кроме того, несут в себе постоянную угрозу деформации. Тем не менее рельефная чеканка по металлу считается самой эстетичной и художественной.

При раскопках в южных европейских регионах археологи не раз находили тончайшие изделия из золота и серебра, выполненные методом рельефной чеканки.

И хотя древние мастера владели технологиями отливки, они предпочитали более изящные способы создания украшений.

Изучаем пошаговый мастер-класс: чеканка из фольги своими руками

Сейчас же простейшую имитацию чеканки способен выполнить даже ребенок. В продаже можно найти для этого уже готовые наборы для творчества:

Но, пожалуй, интереснее и, несомненно, гораздо дешевле сделать поделку самим от начала и до конца, придумав свой рисунок, причем материалы для такой поделки можно не только купить в магазине, а даже взять самые бросовые.

Рассмотрим поэтапно, как выполнить такую работу самостоятельно.

В итоге на вашем столе должен получиться примерно такой набор материалов и инструментов:

…или же вот такой, если вы готовы взяться за работу чуть посложнее:

Порядок работы:

Вырезаем жестяной лист из банки. Такой способ подойдет для ребят постарше, или же тут могут помочь родители. Нужно аккуратно, чтобы не порезаться, отрезать у банки верх и дно, разрезать получившуюся трубку вдоль и расправить ее, чтобы получился ровный лист. При помощи линейки выровнять края, ножницами ровно их обрезать. Дошкольникам и младшим школьникам лучше таких сложных операций не совершать, а использовать готовые листы фольги. Положить фольгу на подложку лицевой стороной вниз: рисунок на готовом изделии получится в зеркальном отображении. Можно сверху наложить трафарет и аккуратно провести с нажимом палочкой по контуру, а можно нарисовать свою картинку на фольге маркером и только потом продавливать изображение палочкой. Можно рисовать сплошной линией, короткими штрихами, точками

Осторожно: постарайтесь не прорвать фольгу! С помощью линейки палочкой с нажимом начертить рамку по контуру работы, отступив по одному сантиметру от каждого края. Готовое изделие можно вставить в рамку или осторожно приклеить на картонку, загнув края листа фольги вокруг картонной основы

Девочки могут украсить свою работу самоклеящимися стразами или раскрасить ее прозрачными гелевыми красками с блестками.

Осталось только поставить вашу чеканку в качестве украшения на полочку или повесить на стену. А можно и порадовать подарком на любой праздник родных или друзей.

Возможны и другие вариации изготовления подобных работ – как попроще, так и посложнее. Представляем вашему вниманию несколько видео-инструкций для детей по изготовлению имитации чеканки на фольге.

Что представляет собой разметочная операция?

Сразу следует определиться, что разметка — это не обязательно фиксация расстояния от одной точки до другой при устройстве той или иной конструкции. По мере усложнения производственных и строительных нормативов повышается и технологичность разметочных процессов. В ходе этого действия мастер на стройплощадке или оператор на производственной линии может определять параметры заготовки, характеристики ее расположения относительно других объектов и т. д. Современный инструмент для разметки позволяет фиксировать такие показатели, как длина, ширина, высота и угол.

Некоторые модели типа угольников также ориентированы на изначальное определение, насколько объект, его параметры или расположение соответствуют требованиям. Что касается разметочного процесса, то он в основном предполагает ручное обращение с измерительными и меточными приспособлениями. От пользователя, в свою очередь, требуется внимательность, аккуратность и тщательность в снятии и фиксации данных.

Технические условия

Чеканка по металлу делается на так называемой подложке, которая укладывается под заготовку. Подложка должна быть податливой и не амортизировать под ударами молотка. Мастера обычно используют поперечный срез дерева твердых пород — это может быть березовая чурка, дубовый комель или липовый кряж. Для чеканки на особо тонких металлических листах употребляется войлок, толстая резиновая пластина или мешок из плотного брезента, набитый речным песком. Последний метод применяется, если площадь исходного материала больше квадратного полуметра. Для более мелких изделий профессиональные чеканщики предпочитают свинцовую плиту, которая позволяет добиться наиболее тонких штрихов и линий на изображении. Чеканка (фото представлены в статье) бывает в двух вариантах: объемная, с достаточно высоким рельефом, и плоская, у которой рельефные показатели незначительные. У каждого вида есть свои преимущества. Рельефное изображение более эффектно с точки зрения сюжетной эстетики, поскольку происходит сближение с форматом 3D, а это считается положительным фактором. Но зато плоская чеканка по металлу может быть выполнена в ажурном варианте, что является бесспорным признаком художественного стиля.

Как правильно выбрать поделочную фольгу?

В больших городах найти такую металлическую «бумагу» довольно просто. Продается она в рулонах. Но все же, лучше всего приобрести не пищевую фольгу, а специальную, которая продается в канцтоварах. Здесь будет предложено несколько ее видов и цветов.

Также можно встретить наборы для поделок, куда входит фольга не только разных цветов, но и текстур.

Хотя сразу бежать в магазин без надобности, тем более, если это ваша первая поделка. В этом случае неплохо подойдет фольга от шоколадки. И только когда будет набита рука, можно будет покупать синтетический материал, который идеально подойдет для поделок цветов и прочих изделий из фольги.

Для резки используются ножницы, сгибать можно различными канцелярскими инструментами, но лучше всего при помощи линейки.

Крюк и трещотка

Эти изогнутые чеканы используют при работе с объемными изделиями. Их боевые концы не делают в виде расходников и лощатников, так как они предназначены только для создания общего рельефа. В отличие от трещотки крюк имеет два рабочих конца, один из которых заострен и используется для мелких деталей рисунка, а другой несколько скруглен.

Размеры этих инструментов зависят от обрабатываемого изделия. Однако не рекомендуется делать их из стали сечением больше 16 мм, так как при ударе молотка крюк и трещотка должны хорошо вибрировать.

Несколько слов о размерах вышеперечисленных инструментов. Для ювелирных работ применяются небольшие (диаметром 3–4 мм) чеканы, для работ средних размеров – около 6–8 мм в диаметре и больше. Для крупных композиций иногда используются деревянные чеканы, которые держат в кулаке, как зубило (рис. 107).

Рис. 107. Деревянные чеканы.

Хранить чеканы можно как в сделанных специально для этой цели ящиках, так и в высоком стакане, но в этом случае обязательно рабочей поверхностью вверх. В противном случае будет затруднен поиск нужного инструмента.

Виды и особенности чеканки

Чеканка традиционно используется для изготовления всевозможного декора и красивой посуды, однако с помощью этой техники талантливые художники создают и другие произведения искусства:

  • оригинальные картины и ювелирные украшения;
  • огромные скульптуры и памятники;
  • великолепные доспехи и оклады для икон;
  • рамы для зеркал и ларцы;
  • книжные переплеты и шлемы;
  • холодное оружие и кольчуги;
  • подсвечники и канделябры;
  • курительные приборы и кухонную утварь;
  • фонари и светильники;
  • декоративные заборы и решетки;
  • пояса и щиты.

В зависимости от особенностей техники обработки металла различают следующие виды чеканки:

  • ажурную;
  • контурную;
  • объемную.

Ажурная чеканка — самый распространенный вариант художественной обработки металла, который используется для нанесения рельефного изображения на большую часть поверхности изделия. Контурная чеканка применяется для изготовления оригинальных орнаментов по краю заготовок, а объемная — при создании масштабных скульптурных композиций и памятников.

Материалом для производства чеканки могут служить разнообразные металлы и их сплавы. Чаще всего мастера используют для художественной обработки листы:

  • меди;
  • латуни;
  • алюминия;
  • нержавеющей стали;
  • мельхиора;
  • нейзильбера.

Для изготовления ювелирных украшений и самых дорогих предметов декора чеканщики используют драгоценные металлы, а именно серебро и золото. Но с этими материалами мастера работают редко, гораздо чаще готовые изделия из меди или латуни для придания им характерного блеска просто покрывают тончайшим слоем позолоты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Рест металл
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: